АРИСТОТЕЛЬ Стагирит - Страница 5

Книга 3 рассматривает топы для выяснения более желательного и лучшего. Книга 4 – топы, касающиеся рода. Книга 5 – топы в связи с установлением собственного и с тем, правильно ли оно указано. Книга 6 посвящена определению. Книга 7 – установлению тождества. Книга 8 – топам для возражающего против тезиса или защищающего его, а также необходимости природного дара и упражнения в искусстве диалектики. «Софистические опровержения», по существу, – последняя книга «Топики», в ней рассматриваются мнимые умозаключения и опровержения и их виды, используемые софистами. В заключении Аристотель сам оценивает своё открытие науки об умозаключениях как беспрецедентное, в чём с ним исследователи не могут не согласиться, хотя и говорят, что не нужно забывать, что это открытие было «заказано» Платоном, не только признававшим принципиальное значение диалектики для философа, но и создавшим в Академии то пространство для занятий ею, в котором и была разработана Аристотелева логика. Вероятнее всего, Аристотель начал специальные занятия логической проблематикой с «Категорий» и «Топики», затем последовали «Об истолковании» и вторая книга «Второй аналитики», затем была разработана силлогистика, изложенная с использованием буквенных обозначений для переменных. То, что Аристотель шёл от реальной практики школьных рассуждений, подтверждается его классификацией силлогизмов – научных, диалектических, эристических и софистических паралогизмов, что отражало наличие академических диспутов, а также эристики сократических школ и софистической практики, которые также изучались в Академии, о чём исследователи судят ещё по платоновским диалогам (в частности, «Евтидему») и многочисленным ссылкам самого Аристотеля. К логическим сочинениям примыкают «Риторика» и «Поэтика», посвящённые «творческим» наукам. Вместе с логическими сочинениями они исчерпывают область «технически» построенной речи. Вместе с тем в издании Андроника Родосского они, как полагают исследователи, следовали за этикой и политикой, поскольку риторика нужна для цивилизованной городской жизни, и один из первых вопросов, рассматриваемых в риторике, – вопрос о счастье как цели человеческой деятельности, очерк этики дан в книге 1 (глава 9: о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, главы 10–14: о причинах справедливых и несправедливых поступках) и книги 2 (главы 2–7: о страстях и добродетельности; главы 12–17: нравы, сообразные страстям, складу души, возрасту). Этика изложена в трёх сочинениях: «Большая этика» – как полагают исследователи, самое раннее сочинение, меньше других по объёму; «Эвдемова этика», названная так по имени редактора Евдема Родосского, ученика Аристотеля; и «Никомахова этика», названная по имени Никомаха, сына Аристотеля, вероятно, подготовившего текст к изданию. Схема изложения в наиболее представительной «Никомаховой этике» такова: Книга 1: цель всякого действия, в том числе сознательного, – некое благо. Но поскольку действий, искусств и наук много, мы всегда преследуем различные конкретные цели, которые, однако, подчинены одни другим, поскольку и практические науки подчинены одни другим.

 



 
PR-CY.ru