АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН - Страница 2

Составленный Иосифом (ум. в 883 г.) канон Агафонику (первого гласа) с акростихом, содержащийся во многих рукописях (XII в., конец XIII – XIV вв., Исторический музей), вошёл в современные греческие и славянские печатные Минеи (в славянских Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г.) известен другой канон Георгия (четвёртый глас) попразднству Успения Богоматери и Агафоника. Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию. Службы в современных греческих и славянских печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греческом имеется после шестой песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По современному русскому Типикону, так же как и по первому русскому печатному Типикону 1610 г., поётся служба без знака, по греческому – со славником на вечерне. Агафоник изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, cередина X в.; на эмальерной вставке потира из Константинополя, середины X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе конца XI – начала ХII вв. (гексаптих из монастыря великомученицы Екатерины на Синае); на мозаике монастыря Хора (Кахрие джами) в Константинополе, 1316–1321 гг.; в греко-грузинской рукописи (XV в. Российская национальная библиотека), на минейной иконе начала XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Успения Трескавацкого монастыря (Македония), между 1334–1343 гг.; в церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), 1386–1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., рекомендует изображать Агафоника молодым, «с малою бородой». Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (последняя треть XVIII в., Библиотека Академии Наук).



 
PR-CY.ru