АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН

АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. (ум. около 305 г.) – мученики Вифинские и Фракийские (память 22 августа). В гонение при императоре Максимиане комит Евтолмий, возвращавшийся из Понта после розыска и ареста христиан, в местности Карпы приказал распять мученика Зотика и его учеников. Затем, прибыв в Никомидию и узнав, что градоправитель обращён ко Христу неким знатным человеком по имени Агафоник, комит взял их обоих вместе с другими верующими под стражу и повёл во Фракию, где была императорская ставка. По пути в местности Потам были умерщвлены мученики Зинон, Феопрепий и Акиндин, которые не могли из-за ран идти дальше, а в Халкидоне – мученик Севериан, проповедовавший там учение Христа. В городе Византий (будущий Константинополь) Агафоник со спутниками предстали перед судом. Их предали побоям и после мучений по императорскому приказу усекли мечом в местности Аммы близ Селимврии. Мощи Агафоника находились в пригороде Константинополя Кенополе, где при императоре Константине I Великом был построен храм-мартирий; в нём, а также в церкви св. Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память. Агафонику посвящены несколько Житий и похвальных Слов (в том числе написанные Анастасием Квестором и Селимврийским епископом Филофеем). Канон святому написан Феофаном Начертанным. Краткое Житие святых мучеников переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно было вновь переведено на славянский язык (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с конца XIV в. В XVI в. краткое Житие включено под 22 августа в Великие Минеи Четьи. В Типиконе Великой церкви (X в.) отмечена «страсть святого Агафоника и дружины его; упоминается Агафоник и в константинопольском Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского. Месяцесловы Студийского и Иерусалимского уставов регулярно фиксируют память Агафоника. В студийской славянской Минее (XII в., Исторический музей) выписаны седален (отличный от помещённого в печатных Минеях), три стихиры (одна из них совпадает с печатными), канон (тот же, что в печатных). Мессинский Типикон (1131 г.) отмечает, что 22 августа «последование совершается по тому же чину, что и 17 августа».

 



 
PR-CY.ru