АВАТОН

АВАТОН – греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определённых категорий лиц за стены монастыря во избежание соблазна (см. 1 Кор. 10:32–33; VII Вселенский собор, 18, 20). Этот запрет берёт начало от устроителя монашеской жизни Антония Великого, предписывавшего монахам в десятом правиле: «Не позволяй, чтобы к тебе приближалась женщина, и не допускай, чтобы она ступала в твоё жилище, так как вслед за ней идёт гнев». С этой точки зрения монастыри делятся на строго и нестрого соблюдающие аватон. При строгом аватоне запрещается входить в мужские монастыри женщинам любого возраста и состояния (замужним и незамужним, мирянкам и монахиням). Нарушение запрета влечёт за собой наказания: женщины, переночевавшие в мужском монастыре, подвергаются отлучению от церкви; на впускающих их монастырских начальников налагается епитимия; если же они упорствуют, подлежат извержению из сана. Вход женщин в монастырь допускается в некоторых исключительных случаях: а) для ухода за больным родственником-монахом; б) для участия в его похоронах или поминовении; в) для участия в Божественной литургии в воскресные и праздничные дни. Однако в монастырях Святой горы этот запрет действует без исключений (распространяясь также и на животных женского пола), а его нарушение карается тюремным заключением от двух месяцев до года. На Крите также категорически запрещается присутствие: 1) женщин в мужских монастырях; 2) мальчиков и безбородых юношей независимо от того, состоят ли они в родственных связях с насельниками монастыря. Монахи и монастырские начальники, которые их привели, узнав об этом, не удалили их, наказываются отлучением от церкви; 3) скопцов, искусственно отрешённых от принадлежности к мужскому полу и приобретших женоподобные свойства, дабы их присутствие не оскорбило монахов. Игумены и монахи Святой горы, которые их туда привели для работы и не отослали после двукратного предупреждения, изгоняются из святого места; 4) неизвестных и подозрительных лиц без документов, удостоверяющих личность (посетители Святой горы должны получить специальное разрешение, так называемый диамонитирион). Этот запрет появился с первых лет независимости Греции, когда дезертиры и люди, скрывающиеся от суда, прятались в монастырях, поступая в монастырскую прислугу или утверждая, что намереваются принять постриг. В женские монастыри запрещается входить лицам мужского пола, в том числе скопцам и певчим. Вошедшие и тем более заночевавшие в женском монастыре наказываются отлучением от церкви. При этом мужчинам дозволено входить в монастырь в следующих исключительных случаях: а) родственнику монахини при условии, что их общение будет кратким, в присутствии игуменьи, и что посещающий после этого немедленно удалится; б) врачу для посещения больной монахини; в) священнику (обычно старцу) для совершения Божественной литургии и Таинств; г) епископу для выполнения пастырских обязанностей; д) посланнику, с которым игуменья говорит у ворот, выходя в сопровождении двух пожилых монахинь и возвращаясь немедленно после окончания разговора; е) рабочим для выполнения работ, которые не могут выполнить монахини (погребение, строительство и др.). Для обеспечения аватона необходимо, чтобы монастырь был хорошо укреплён, а вход и выход осуществлялись через одну, самое большее через две двери. Предусматривается соответствующее послушание привратника монастыря (пожилого монаха или монахини, известных благоразумием и благочестием); в его обязанности входит охрана ворот монастыря и надзор за тем, чтобы ими не пользовались без разрешения игумена. Но поскольку гостеприимство составляет одну из основных добродетелей христианина (1 Тим. 5:10), для принятия паломников, мужчин или женщин, разрешается создавать близ монастыря гостиницы. Подобные правила (лат. clausura) соблюдаются также и в католической церкви.

 
PR-CY.ru