АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Аникиево) – литургическое Евангелие тетр с предисловиями и месяцесловом, написанное на бумаге с водяными знаками в 1410–1420 гг. (датировано в 1980 гг. по водяным знакам Ольгой Петровной Лихачёвой; раньше, основываясь на анализе почерка, исследователи относили создание Аникиевского Евангелия к концу XV в.). Оно представляет собой высокий образец каллиграфии, книжной миниатюры и орнаментики. Название получило по имени владельца, священника Антония Аникиева, вложившего книгу в 1633 г. в храм Воскресения Христова (местонахождение неизвестно); в 1764 г. рукопись была приобретена Библиотекой императорской Академии Наук у книготорговца и собирателя И. Подломаева. Обстоятельства создания Аникиевского Евангелия и его ранняя история неизвестны, рукопись, несомненно, выполнена и украшена в крупной книгописной мастерской, вероятно, московской, и является памятником, ярко отражающим результаты «второго южнорусского влияния» конца XIV – XV вв. на русскую книжную культуру. Кодекс написан каллиграфическим «младшим» полууставом, восходящим к почеркам южнославянских литургических рукописей середины – второй половины XIV в., правописание выдержанное среднеболгарское, без малейшего проявления восточнославянских особенностей. Вследствие этого начиная с XIX в. и вплоть до недавнего времени Аникиевское Евангелие считалось болгарской рукописью, написанной в Молдавии или Валахии, хотя сколько-либо близкие ему аналогии как в письме, так и в оформлении славянских памятников, вышедших из румынских скрипториев, отсутствуют. Четыре большие заставки Аникиевского Евангелия (перед каждым из Евангелий) исполнены при помощи «балканского» орнамента, состоящего из переплетения кругов и ромбов. Рисунок отличается абсолютной плоскостностью (в отличие от того же орнамента в балканских рукописях). Подобный орнамент встречается в русских рукописях начала XV в., в частности, московских (заставка первой четверти XV в. в «Евангелии Фёдора Кошки»). Особенность заставок Аникиевского Евангелия – исключительное богатство исполнения с обильным применением золота и ярких фонов – синих, зелёных, жёлтых и оранжевых. Оно является первой по времени среди сохранившихся роскошных русских рукописей, украшенных «балканским» орнаментом. Традиция, сложившаяся в первой трети XV в., нашла яркое продолжение в оформлении русских книг последующего периода, особенно второй половины – конца XV в. Миниатюры Аникиевского Евангелия (перед каждым из Евангелий) изображают четырёх евангелистов. Матфей, Марк и Лука сидят, слегка склонившись над листом (или кодексом) на коленях, с каламом в руке. Фоном служат две постройки, расположенные симметрично по сторонам композиции. Иоанн Богослов изображён без своего ученика Прохора сидящим у пещеры на острове Патмос, на фоне лещадок. Он показан в резком повороте к тройному лучу, нисходящему с небес. В отличие от композиций в основных московских рукописях рубежа XIV–XV вв., таких, как Евангелие Хитрово (около 1399–1400 гг.; Российская государственная библиотека), Евангелие Успенского собора (Морозовское; начало XV в.; музеи Московского Кремля), Апостол Мемнона из Кириллова Белозерского монастыря (1410 гг.; Русский музей), миниатюры Аникиевского Евангелия лишь в малой степени следуют традиции палеологовского искусства и передают утончённость московской живописи этого периода, что прослеживается в характере рисунка и пропорциях, в том числе в формах построек. Миниатюры Аникиевского Евангелия находят себе аналогию в тех московских памятниках, которым свойственна бо́льшая непосредственность художественного выражения (например, шитая пелена с изображением Евхаристии с Житиями праотцев Иоакима, Анны и Богородицы из собора Рождества Богоматери в Суздале, 1410–1413 гг.; Исторический музей).

 
PR-CY.ru