АМВРОСИАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 2

Основные музыкальные жанры амвросианского оффиция – антифон, респонсорий и гимн. Среди антифонов наиболее простыми по мелосу являются псалмовые антифоны (самая многочисленная группа), используемые для речитации псалмов по строгим мелодическим формулам. Процессиональные антифоны используются в амвросианском пении чаще, чем в римском, и подразделяются на следующие категории: antiphona ante (ad) crucem (с «Gloria Patri»  – «Слава: И ныне»), поющийся во время процессии с крестом в начале утрени (Laudes) и отличающийся разработанной псалмодией, напоминающей греческие образцы; psallenda, исполняемая в конце утрени и вечерни во время шествия хора к баптистерию; antiphona in choro, поющийся без псалмового стиха на вечерне после psalmus lucernaris, специфически амвросианский по стилю. Респонсории (responsorium in choro после одноимённого антифона на вечерне, заменяющий его в Великий пост responsorium cum infantibus (букв. – с детьми) исполнялся, главным образом, юными певчими, и др.) отличаются обширными распевами и по большим праздникам поются с пространными мелизматическими украшениями, имеющими особые названия. Как полагают исследователи, эти украшения были включены в респонсории (как и в аллилуиарии) в VIII–IX вв. Наибольшую известность получили амвросианские гимны. Форма гимна строфическая, каждая из четырёх строк строфы написана четырёхстопным ямбом, причём первая и третья стопы могут заменяться спондеями. С каждой поэтической строфой «музыкальная строфа» гимна возобновляется. Тип мелодики гимнов, как правило, силлабический. Наиболее архаическими по характеру мелоса являются гимны на тексты епископа Амвросия Медиоланского; они составили ядро древнего медиоланского Гимнала. О времени возникновения их мелодий исследователям судить трудно из-за позднего происхождения источников. Первое свидетельство о том впечатлении, какое производило амвросианское пение на молящихся, относится ко времени епископского служения Амвросия и принадлежит Августину Блаженному: «О, как я плакал в гимнах и песнях Твоих, вдохновлённый голосами сладкозвучной Церкви Твоей! Голоса эти пленяли мой слух, в сердце моё изливалась истина, и подымалось чувство кротости, и текли слёзы, и хорошо мне было от них». Позднее об амвросианском пении высоко отзывались литургист и канонист, ректор Кёльнского университета Радульф де Риво (ум. в 1403 г.; трактат «De canonum observantia») и музыкальный теоретик и композитор, руководитель капеллы миланского собора Франкин Гафурий («Practica musicae», опубл. в 1496 г.). Другим источником по истории амвросианскому пению является его устав (La regola del canto fermo ambrosiano), составленный Камилло Перего (ум. около 1574 г.) по поручению кардинала Карло Боромео и изданный в Милане в 1622 г. В XIX–XX вв. исследованиями в области амвросианского пения занимались П. Кажен, А. Мокеро, А. Кинле, О. Хайминг, Эгон Веллес, М. Угло, Э. Каттанео и др. С целью изучения и возрождения амвросианской певческой традиции кардинал Альфредо Ильдефонсо Шустер (1880–1954 гг.) основал Высшую школу (впоследствии Папский амвросианский институт) церковной музыки (1931 г.), где Г.М. Суньолом были подготовлены к печати пересмотренные и исправленные издания Антифонария (1935 г.) и Весперала (1939 г.).



 
PR-CY.ru