АНДРЕЙ СИГИР

АНДРЕЙ СИГИР (Молчаливый; первая половина XIV в.) – византийский мелург. Его сочинения содержатся в древнейшем кодексе Пападики 1336 г. с надписаниями: «Андрея», «кир Андрея», «доместика кир Андрея» и «протопсалта кир Андрея». Самое известное творение Андрея Сигира – музыкальная обработка икоса четвёртого плагального (восьмого) гласа «Сам един еси бессмертый» – первая строфа кондака византийского гимнографа Анастасия), поющегося в родительскую cубботу периода Пятидесятницы (в русской традиции называется Троицкой). В указанной рукописи это песнопение именуется «кондак, поемый над усопшими», в Пападики 1458 г. Мануила Хрисафа – «Икос кир Андрея. Этот поётся после кондака, на седьмой песни», в рукописи начала XVII в. из монастыря Симона Петра – «икос, поемый над телом (усопшего)». Из сочинения Андрея Сигира известны также аллилуарии первого, второго и третьего гласов. Стих «Расторгнем узы их» в калофонической обработке; стихи «Слово благо» первого гласа; стихи антифона на литургии на Рождество Христово «Муж, блажен муж, боящийся Бога»; воскресный причастен «Хвалите Господа» первого «тяжкого» гласа. В Матиматарии хартофилакса Хурмузия Гиамалиса (начало XIX в.) содержатся следующие творения Андрея Сигира: матима первого гласа из службы Григория Богослова (25 января, хвалитная стихира на «Слава»); хвалитная стихира святых мучеников Сергия и Вакха (7 октября) «Коль добро, и коль красно» третьего гласа, впоследствии украшенная и расширенная Мануилом Хрисафом; хвалитная стихира в Великий четверг четвёртого плагального (восьмого) гласа.

 
PR-CY.ru