Словарь по христианству А АЛЛИЛУИАРИЙ - Страница 5

АЛЛИЛУИАРИЙ - Страница 5

Сочинение Феодула Монаха (на первый «тяжкий» глас), сокращённое и изложенное Иоанном Трапезундским, протопсалтом Великой церкви (середина XVIII в.), поётся и в настоящее время, главным образом, в монастырях Святой горы Афон во время ночного богослужения. Большинство аллилуиариев мелургов XIV, XV и XVII вв. были собраны и записаны в аналитической симиографии нового метода (начиная с 1814 г.) хартофилаксом Великой церкви Хурмузем Гиамалисом в Пападики. В русской церковно-певческой традиции напевы аллилуиариев передавались изустно. Аллилуиариям уделялось особое внимание, например, за литургией, совершавшейся Нилом Сорским и его сподвижниками, где почти всё читалось, пелись только четыре текста: аллилуиарии, херувимская песнь, «Достойно есть», причастен. Нотированные аллилуиарии литургии впервые появились в певческих рукописях конца XVI – XVII вв., их мелодический стиль отличается широкой распевностью, в том числе и в более поздних многоголосных образцах. Для мелоса аллилуиариев поздних редакций русских распевов (знаменный, московский, греческий, валаамский) в целом характерны силлабичность, узкий диапазон, умеренная распетость слогов. Эти черты присущи многим композиторским произведениям (Александра Андреевича Архангельского, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова) и гармонизациям (Максима Евграфовича Ковалевского); в отдельных произведениях (например, Павла Григорьевича Чеснокова) напевы аллилуиариев получают более свободное дыхание. В настоящее время общепринятыми обиходными напевами аллилуиариев являются гласовые напевы прокимнов, слово «аллилуия» поётся трижды. В приходской практике аллилуиариеи всех гласов нередко поют на напев прокимна первого гласа, этому способствует и частое возглашение аллилуиариев без указания гласа. Часто используются аллилуиарии из обихода Киево-Печерской лавры с пятикратным повторением «аллилуия», что отражает старую традицию пения аллилуиариев: продолжительный распев позволял совершить каждение непосредственно перед чтением Евангелия; в настоящее время существуют и менее распространённые напевы аллилуиариев. Развитие сольного аллилуиария в западной церковно-певческой традиции во многом связано с именем Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.). Общепринятым стал способ пения, при котором несложный начальный мотив, исполняемый конгрегацией, завершается развёрнутой сольной мелизматической концовкой. При Григории I Великом мелодический строй обогатился мелизматикой юбиляцией – сложных опеваний конечного слога слова «alleluia», а часто и конечного слога стиха аллилуиария. Таким образом, аллилуиарий стал одной из стилистических констант григорианского пения. В эпоху Средневековья с увеличением числа христианских праздников текстовый и музыкальный репертуар аллилуиариев существенно обогатился. Усложнился исполнительский стиль за счёт усиления роли мелизматики. Основной раздел аллилуиариев, состоявший из единственного слова «alleluia» исполнялся певцом, затем (с прибавлением юбиляции) повторялся хором. Стих аллилуиария составлял среднюю часть песнопения и исполнялся певцом. В заключение аллилуиария хор повторял основной раздел и юбиляцию. По мелодическому стилю аллилуиарий классифицировался как «мелизматическое» песнопение и требовал от певцов высокого мастерства.



 
PR-CY.ru