Словарь по христианству А АЛЛИЛУИАРИЙ - Страница 4

АЛЛИЛУИАРИЙ - Страница 4

Согласно утверждённому Тридентским собором (1545 г.) порядку римской мессы аллилуиарий исполнялся после градуала перед чтением Евангелия, тексты аллилуиария помещались в Graduale Romanum. В дни Великого поста, в покаянные дни Адвента и на заупокойной мессе в тридентском чине мессы аллилуиарий заменялся на тракт. После литургических реформ второго Ватиканского собора Евангелие стало предваряться не одним, а двумя чтениями; послереформенный Миссал 1975 г. и комментарий к нему предписывают петь респонсорный псалом или градуал после первого чтения, аллилуиарий – после второго перед Евангелием; существует практика пения аллилуиария после Евангелия. Послереформенные Миссал и Лекционарий поощряют участие всех молящихся в пении аллилуиария и предписывают петь его стоя. В некоторые дни (в пост и др.) аллилуиарий может заменяться трактом или «стихом перед Евангелием». Если перед Евангелием только одно чтение, аллилуиарий может объединяться с респонсорным псалмом или опускаться. В амвросианском обряде аллилуиарий поётся, как и в римском, после градуала; в некоторые праздники между аллилуиарием и Евангелием вставляется антифон. В испано-мосарабском обряде аллилуиарий называется Laudes (лат.- Хвалитны) и поётся после Евангелия следующим образом: сначала «аллилуия» единожды, затем один или несколько стихов и снова «аллилуия»; начиная со второй недели Великого поста поются одни стихи без «аллилуия». В галликанском обряде аллилуиарий отсутствует, перед и после чтения Евангелия поётся Трисвятое; галликанская месса, как и испано-мосарабская, содержит Laudes с припевом «аллилуия», однако они поются после оффертория. В греческой церковно-певческой традиции цикл аллилуиария входил в состав певческой книги Псалтикон, получившей свой классический вид в XII в. В Пападики (греческих музыкально-теоретических руководствах) содержатся два вида аллилуиариев: эмнимы и амнимы. Эмнимы всегда поются с соответствующими стихами на памяти святых или на другие праздники, амнимы же – по воскресеньям и соотнесены со стихами прокимнов на восемь гласов. С начала XIV в. появляются «украшенные» версии аллилуиариев, которые постепенно превращаются в самостоятельную композицию, не содержащую стихов псалмов, но с повторением «аллилуия» до девяти раз в соответствии с девятью ангельскими чинами. В древнейшем музыкальном кодексе Пападики 1336 г. даётся систематизация аллилуиариев: «Аллилуиарии амнимы по гласам» и «Аллилуиарии великих праздников, упорядоченные и украшенные магистром Иоанном Кукузелем». Обработки аллилуиариев на все гласы создали мелурги византийского периода – Иоанн Кукузель, Ксен Коронис, Андрей Сигир, Константин Магула, Иоанн Клада, Мануил Влатир, Мануил Хрисаф, Феодул Монах – и поствизантийского периода – иерей Баласис, Пётр Берекет и др.

 



 
PR-CY.ru