АГНЕЦ - Страница 2

В греческих церквах, где часто служат на одной просфоре с пятью печатями, Агнец вынимается из центральной части просфоры. Служебник предписывает «изымать» Агнца из просфоры, т.е. не отрезать, а лишь надрезать стороны просфоры. После изъятия Агнца крестообразно надрезается снизу («жрется») и прободается копием. Обряд вырезания Агнца был в целом сформирован уже к XI в.; в XIV в. в результате широкого распространения уставов литургии (в первую очередь, «Диатаксиса» Константинопольского  патриарха Филофея Коккина; 1354–1355, 1364–1376 гг.) он приобрёл практически тот вид, какой имеет в настоящее время. Оставшиеся части агничной просфоры называются антидором. Агнца поставляют на дискос, вокруг него полагают частицы, вынутые из остальных просфор, – символически это изображает церковь, собирающуюся вокруг Христа. Согласно православному учению, во время литургии Агнец прелагается в Тело Христово. Для совершения литургии преждеосвящённых Даров Агнец приготовляется и освящается заранее, на полной литургии. Каждый из Агнцов, освящаемых для литургий преждеосвящённых Даров, вынимается, надрезается и прободается по обычному чину, после чего все они поставляются на дискос. Во время возношения св. Хлеба (при возглашении «Святая святым» – см. Анафора) возносятся все находящиеся на дискосе Агнцы. Затем преломляется только тот Агнец, который предназначен для причащения на полной литургии; в Чашу влагается его часть и вливается теплота. После этого Агнцы литургий преждеосвящённых Даров напояются св. Кровью. Обычай напоения Агнцов, приготовленных литургий преждеосвящённых Даров, появился достаточно поздно и ещё в XII в. не практиковался в храме Святой Софии в Константинополе. Принятый в Русской церкви формуляр литургии преждеосвящённых Даров предписывает после напоения св. Кровью хранить приготовленные и освящённые Агнцы в хлебоносце (см. Артофор) на жертвеннике, но в современной практике они обычно хранятся на престоле, на дискосе под стеклянным колпаком. «Устав о Божественных агнцех», помещавшийся в русских дониконовских Служебниках, запрещал вкладывать освящённые Агнцы обратно в просфоры, из которых они были изъяты (очевидно, такая практика существовала). Во время литургии преждеосвященных Даров Агнец уже не освящается и не возносится, но только преломляется с обычными словами.



 
PR-CY.ru