АГНЕЦ

АГНЕЦ – в православном богослужении – хлеб, приготовленный для освящения, или св. Хлеб, уже освящённый на литургии. Сопоставление Христа с Агнцем (см. Агнец Божий), особенно очевидное при принесении евхаристической жертвы, встречается в текстах большинства литургий как Востока, так и Запада, а также во многих церковных песнопениях (ср. Великое славословие, Agnus Dei). Однако именование Агнцем именно евхаристического хлеба характерно только для восточной традиции, что подчёркивается сравнением его с ветхозаветным пасхальным жертвенным агнцем (см. Агнец пасхальный). Такое сравнение проводит, например, Иоанн Златоуст в ряде бесед на св. Пасху. На католическом Западе хлеб евхаристии обычно именуется жертвой (см. Гостия). В греческой литургии апостола Иакова св. Хлеб называется Агнцем в момент преломления, но об особом приготовлении евхаристического хлеба не говорится. В V–VII вв. на Востоке утверждается практика предварительного надрезания хлеба перед литургией (для удобства преломления). В нехалкидонских церквах, в основном, сохраняющих практику V–VI вв., просфоры  не надрезают, а пекут в виде лепёшек с неглубокими бороздками (также для удобства преломления). В Византии уже в VIII в. из испечённого для евхаристии хлеба использовали обычно только особую, изъятую копием часть. Константинопольский патриарх Герман I (716–730 гг.) в «Сказании о Церкви» связывает изъятие части хлеба из просфоры со словами пророка Исаии (Ис. 53:7). Широкое распространение толкования патриарха Германа I привело к тому, что слова пророка Исаии с IX в. включались в выделившийся в византийской литургии самостоятельный чин проскомидии (хотя возможно и обратное: в своём толковании Герман I опирался на уже существовавшую практику – в Яковитской церкви, например, при приготовлении просфоры также читается Ис. 53:7). С этого времени слово «Агнец» становится литургическим термином, а образное сравнение преломляемого евхаристического Хлеба с ветхозаветным Агнцем превращается в священнодействие изъятия Агнца из просфоры и его заклания. Тем не менее, в текстах литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста св. Хлеб по-прежнему называется Агнцем во время преломления («Раздробляется и разделяется Агнец Божий»). На полной литургии Агнец вырезается во время проскомидии из самой большой и лучшей просфоры (т.н. агничной) и имеет кубическую форму. Форма Агнца, по свидетельству Симона, архиепископа Фессалоникийского, была одним из предметов спора православных с латинянами, употреблявшими круглые опресноки.

 



 
PR-CY.ru