AGNUS DEI - Страница 2

Хотя эта мелодия представлена рукописями не раньше XII в., о её древности свидетельствует наличие той же мелодии в литании Всех святых. Более поздние образцы (большинство – XI в. и позднее) часто имеют богато украшенный мелос. В Кириале (Kyriale Romanum. R., 1905 г.) приводится 20 мелодий «Аgnus Dei», в основном, соответствующих древним. Большинство мелодий (разной степени распетости) имеет структуру ABA (вторая аккламация распевается иначе, чем первая и третья), меньшее число – AAA (или AA1A – с неизменным «miserere nobis»), две мелодии имеют структуру AAB и ABC соответственно, таким образом, напевы трёх строк «Аgnus Dei» структурно равнозначны. В составе месс композиторов Нового времени (Иоганн Себастьян Бах, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Луиджи Керубини, Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и др.) «Аgnus Dei» состоят из двух, часто разнохарактерных частей: тройной аккламации «Agnus Dei… miserere nobis» и «Dona nobis pacem», часто являющейся его музыкальной кульминацией. Древнего принципа музыкального равенства всех трёх аккламаций придерживался в своих сочинениях Шарль Гуно (например, Торжественная месса соль мажор). 3. Овальные восковые пластины с изображением агнца, именем и годом понтификата папы, на обратной стороне (с XVI в.) – изображение одного или нескольких святых, по преимуществу недавно канонизированных. Изначально Аgnus Dei изготовлялись архидиаконом в Великую субботу в Латеранской базилике из восковой массы, которую смешивали «в чистом большом сосуде» с елеем и благословляли; хранились «в чистом месте» и раздавались верующим тем же архидиаконом в субботу Светлой седмицы после мессы «для возжения и каждения». Этот обряд впервые описан в IX в. и восходит к обычаю хранить кусочки пасхальных свеч. По источникам XII в., в смесь, изготовлявшуюся архидиаконом или аколитами (см. Аколуф) папы (возможно, совместно), взятую из собора св. Петра в Риме, стали добавлять также «миро, освящённое в прошлом году», употреблявшееся для помазания, что превращало Аgnus Dei в символ не только Евхаристической Жертвы, но и крещения как перехода от ветхого человека к новому. Нередко в Аgnus Dei видели защиту от «всякого злого духа и грома». Раздачу изображений отныне осуществлял сам папа. Начиная с Мартина V (1417–1431 гг.) Аgnus Dei освящались также папой, сначала ежегодно, затем в первый и каждый седьмой годы понтификата в среду Светлой седмицы (молитва благословения Аgnus Dei). Папа Григорий XIII (1572–1585 гг.), осудив распространившуюся в XVI в. практику раскрашивать Аgnus Dei, указывал на их символику: выделяемый «девственной» пчелой-«матерью» чистый белый воск есть образ рождённого Девой Марией тела Спасителя.



 
PR-CY.ru