АСТРОЛОГИЯ - Страница 6

Неоплатоники воспринимали астрологию в контексте теургии. В их школе возникла традиция религиозно-философских комментариев на «Четверокнижие», первый из которых принадлежит Порфирию (III в.). В «Матезисе» Фирмика Матерна (IV в.) наряду с использованием зодиака и системы деканов впервые вводится 12-частная система домов. В отличие от зодиакальной системы она теснее связана с определённым человеком, т.к. учитывает не только время, но и место рождения. «Введение» Павла Александрийского (IV в.), в котором астрология трактовалась как часть универсальной системы знаний, подытожило развитие астрологии в Античности. В Риме периода Республики астрономические наблюдения не велись, астрология отвергалась как чуждое явление. Катон Старший (III–II вв. до н.э.) считал, что земледельцу не подобает советоваться с халдеями. В 139 г. до н.э. сенат постановил изгнать астрологов из Рима. Впоследствии они неоднократно подвергались преследованиям. Массовое распространение астрология получила в Римской империи. Религиозную основу астрологии здесь составляли восточные культы. В I–IV вв. в империи повсеместно распространился митраизм. Ранний зороастризм с его учением о свободе воли, бессмертии души и посмертном воздаянии не оставлял места для развитой астрологии. Но в Персидской империи он подвергся сильному влиянию традиционных месопотамских культов. Большинство богов зороастрийского пантеона было отождествлено со светилами, которым поклонялись в Вавилоне. Вавилонская астролатрия, таким образом, возобладала над авестийским представлением о божестве как духовной сущности. Развитию астрологии способствовал выделившийся в зороастризме культ Зервана, бога времени, для которого характерны фатализм и идея бесконечного повторения. Несмотря на осуждение зерванизма в ортодоксальном зороастризме как лжеучения, он был широко распространён в поздней Античности. Поклонение времени распространялось на все формы его проявления от века до часа и на соответствующие им знаки зодиака. Культ Митры, бога Солнца, также первоначально отвергался в зороастризме, но впоследствии Митра был включён в зороастрийский пантеон. Уже в Вавилоне митраизм оброс астрологической атрибутикой, впоследствии мистерии Митры символизировали суд над душой с восхождением её через семь небесных сфер с их планетами и очищением от влияний этих планет. В святилищах Митры изображались знаки зодиака и планет. В Римской империи астрологию нередко критиковали философы. Так, Цицерон в диалогах «О дивинации» и «О судьбе» суммировал аргументы стоиков в пользу астрологии и затем опроверг их. Скептики неизменно отвергали астрологию. Например, Секст Эмпирик в трактате «Против астрологов» доказал несостоятельность гороскопной астрологии. Но в целом отношение к астрологии образованных людей было терпимым. Так, Цицерон использовал астрологические образы, чтобы представить величественную картину римской истории в «Сне Сципиона». Историк Тацит (I–II вв.) допускал, что по звёздам можно предсказать будущее. Лукиан, не веря астрологическим предсказаниям, рассматривал их как психотерапевтическую практику.

 



 
PR-CY.ru