АЛФАВИТ - Страница 10

Наиболее развитые и сложные криптограммы такого рода помещаются в сербских рукописях XIV–XVI вв. (например, в Евангелии тетр 1372 г.) и венецианских изданиях XVI в. типографии Вуковичей (начиная с Молитвенника 1536 г.), а также на старообрядческих литых крестах и складнях XVIII–XIX вв. (в ряде случаев для сербских памятников XIV в. возможна кириллическая транслитерация аналогичных греческих криптограмм). По крайней мере, со второй половины XV в. в русских рукописях помещаются расшифровки (толкования) «крестных слов». На иудейское учение о символическом значении букв повлияло представление о предсуществованиии букв еврейского алфавита, которые Бог использовал при творении мира и создании Торы. Каждая буква алфавита, согласно этим представлениям, имеет свой тайный и символический смысл, раскрыв который можно проникнуть в тайны творения и Торы. Этот смысл раскрывается во внешней форме букв, в особенностях их произношения, сочетаниях букв и их числовом значении. Самыми ранними иудейскими текстами, отражающими это представление, являются мидраши периода амораев. Примеры символического толкования некоторых еврейских букв даются в трактате «Берешит Рабба», самом раннем собрании мидрашей к книге Бытия (IV–V вв. н.э.). В толковании на Быт. 2:4 еврейская фраза «при сотворении их» буквально понимается как указание на то, что Бог создал мир через алфавит. С другой стороны, символически толкуется графическое начертание: широко разомкнутая снизу и узко – слева вверху, она указывает на то, что злые люди будут низвергнуты в ад, а для немногих благочестивых существует возможность спастись. Произношение буквы здесь же рассматривается как знак того, что Бог создал мир без труда, т.к. произносится без напряжения – это просто лёгкий выдох. В толковании на Ис. 26:4 «ибо Господь Бог есть твердыня вечная»; еврейское сочетание букв «хей» и «йод» является указанием на существование двух миров – мира сего и мира грядущего, при этом мир сей создан буквой, а грядущий – с помощью алфавита. Во вводной части трактата «Берешит Рабба» встречается вопрос, почему Бог избрал букву «бет» – вторую букву еврейского алфавита, с которой начинается первое слово еврейской Библии – «Берешит» («В начале»), чтобы начать с неё Тору. На этот вопрос мидраш на Быт. 1:1 даёт несколько ответов: Бог предпочёл создать мир с помощью буквы «бет», т.к. она символизирует благословение, ибо с этой буквы начинается еврейское слово «благословение» («бераха»), тогда как с первой буквы («алеф») – слово «проклятие» («арира»); в своём графическом начертании буква открыта с одной стороны, это было истолковано как указание на то, что нельзя спрашивать, что находится над или под землёй, что произошло до творения мира и произойдёт в будущем; истолковывалось и числовое значение – 2, которое указывало на существование двух миров – мира сего и мира грядущего.

 



 
PR-CY.ru