АЛФАВИТ - Страница 8

Существует много примеров символического толкования букв, составляющих священные имена, а также букв, начинающих сакральные тексты. Афонская книга образцов требует вписывать три греческие буквы в нимб Пантократора на иконах, фресках и мозаиках как обозначение Бога» (Исх. 3:14; Откр. 1:4, 8). На латинском Западе буква «I» в Средневековье была символом Иисуса Христа: «Littera minima in forma, sed maxima in sacramento» («буква, малейшая по форме, но величайшая по таинственному содержанию») – на что, возможно, повлияла «йота» из слов Христа об исполнении Закона: «Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона» (Мф. 5:18). Альберт Великий понимал имя «Jesus» как «Jucunditas maerentium, Eternitas viventium, Sanitas languentium, Ubertas egentium, Satietas esurentium» («Радость скорбящих, Бессмертие живущих, Исцеление ослабленных, Изобилие нуждающихся, Насыщение голодающих»). Папа Иннокентий III считал, что два слога имени Иисуса символизируют две природы, три гласные – Божественную природу (представленную в Трёх Лицах), две согласные – человеческую природу из плоти и крови, стоящая в середине буква «S», которая встречается в имени дважды, – отношение Второго Лица Троицы к двум другим. Амалар Симфозий толковал имя Адам как «восток, запад, север, юг», т.е. как символ четырёх сторон света. Наибольшее число символических толкований на Западе было связано с именем Пресвятой Богородицы, особенно распространены они были среди цистерианцев. Цезарий Гейстербахский в гомилиях сообщает, что три слога имени Марии символизируют Святую Троицу, пять букв – Закон Моисея (содержащего пять книг); 5+3=8 – символ восьми тайн Девы Марии; 3х5=15 псалмов восхождения. Встречаются примеры толкования начальных букв Её имени: «Mater alma redemptoris, incentivum amoris» («Благодатная Матерь Искупителя, Побуждение к любви»), «Maria advocata renatorum, imperatrix angelorum» («Мария, ходатаица за возрождённых, властительница ангелов») и др. Рукопись 1420 г. содержит распространённое толкование: «mediatrix, auxiliatrix, reparatrix, imperatrix, amatrix» («Посредница, Помощница, Возродительница, Властительница, Любящая»). Алфавит является одним из возможных принципов организации гимнографического материала. Полный набор букв алфавита в акростихе и их строгий порядок символизируют стремление гимнографа к совершенству (в Ветхом Завете: Пс. 9; 10; 119; 142 и др. Плач. 1–4). Из сирийских и византийских сочинителей песнопений ветхозаветным примерам следовали Мефодий Олимпийский, Григорий Богослов, Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин; из латинских гимнотворцев – Иларий Пиктавийский («Ante saecula»), Седулий («A solis ortus cardine»), Венанций Фортунат (Hymnus de Leontio episcopo «Agnoscat»). Мистическое толкование букв лежит в основе «магического» буквенного квадрата-палиндрома «Sator аrepo» («rotas-формула»), который писался латинскими, греческими или славянскими буквами и при чтении слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх получалась одна и та же фраза: «Sator arepo tenet opera rotas», которую часто переводят как «сеятель Арепо держит с трудом колёса». Раннее употребление этой формулы, датируемое 63 г., засвидетельствовано её находкой в Помпеях (два граффити).

 



 
PR-CY.ru