АЛФАВИТ - Страница 6

Древние греки представляли мир приводимым к числовым отношениям и системе чисел, значение которых передавалось буквами алфавита, и таким образом устанавливалось отношение знаков письма ко Вселенной. Алфавит понимался как набор знаков, с помощью которого (независимо от употребления этих знаков в языке) мир мог быть отражён в форме пропорциональной аналогии, а на мир, в свою очередь, можно было повлиять с помощью реализации магической силы, приписываемой буквам алфавита (о чём свидетельствуют многочисленные примеры из позднеантичной и мусульманской магии). Такое символическое понимание букв кроме пифагорейцев, гностиков и иудаизма было присуще также хуруфиям – членам исламской секты, возникшей в конце XIV в. В характерном для индийских традиций представлении о семенных слогах («биджас») отдельные слоги мантр (магических речений из ведических текстов) выражают сущность божества. Сила этих слогов реализуется не только в звуках, с помощью рецитации, но и при погружении в их графические формы, зафиксированные в медитационных образах (мандалах). Представление о том, что через буквы алфавита раскрывается некий таинственный смысл, было воспринято европейской культурой через позднеантичное наследие и под влиянием представлений о святости или божественном происхождении букв алфавита, характерных для религий народов Передней Азии. Мистика алфавита использовалась в истолковании Священного Писания (см. Экзегеза), апокалиптике, мантике, магии и астрологии. В христианстве алфавит получил символическое истолкование, прежде всего, в понимании греческих букв «альфа» и «омега» как символов Христа (см. Альфа и Омега). Наряду с этим сохранилось и понимание алфавита как символа космоса. В католическом обряде освящения храма епископ вписывает посохом буквы греческого и латинского алфавита в крест, начертанный золой на полу церкви (самый ранний пример описания обряда – Сакраментарий Григория; вторая четверть VIII в.). Однако подобный крест был обнаружен уже на полу церкви Апостолов в Риме. Миланские церкви имеют крест со вписанными в него буквами и на внешних стенах. С одной стороны, алфавит, написанный на кресте, – это символ космоса с его законами и гармонией, т.к. буквы стоят в должном порядке, с другой стороны, он становится символом Христа, Владыки Церкви и Вселенной, т.к. буквы алфавита сгруппированы в Кресте. Иначе это понимает латинский средневековый учёный Ремигий Оксерский (ум. около 908 г.): буквы алфавита в кресте символизируют начала и основы священного учения (лат. initia et rudimenta doctrinae sacrae). Другим примером понимания алфавита как символа полноты Божественного мира является фреска монастыря аввы Симеона близ Асуана, на которой перед Христом изображены четыре ангела, а ниже – 24 фигуры, конечный элемент указывает на принадлежность этих существ к небесному миру. Идея мистического языка, которому ангел научил Пахомия Великого и его учеников (IV в.), как полагают исследователи, присутствовала в переведённых Иеронимом письмах Пахомия Великого.

 



 
PR-CY.ru