АЛФАВИТ - Страница 3

Самые ранние памятники брахми датируются III в. до н.э. (царствование Ашоки, распространение буддизма), письмо брахми является древнейшим письмом Индии на индоевропейском языке (пракритские диалекты). Брахми и производным от него письмом пали́ в I в. до н.э. на Цейлоне (Шри-Ланка) был записан буддийский канон (трипи́така), что положило начало формированию письменной литературы Индии. Ведические тексты были записаны в I в. н.э. В IV в. н.э. в Индии развивался брахманизм и складывался основной корпус индуистской письменной литературы (веды, упанишады, эпические поэмы). В IV в. н.э. распространяется алфавит гупта, более совершенный и приспособленный для классического санскрита. На гупта и развившемся из него нагари в VII–VIII вв. записывается классическая индийская литература. Последующее развитие нагари – это алфавит деванагари («божественный городской», XIII в.), на основе которого образовались более поздние письменности Индии. Набатейское письмо использовалось до VI в. н.э. и представлено христианскими эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе арабского алфавита (VI–VII вв.), который оформился в письме Корана и исламской литературы. С распространением ислама арабское письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Северной Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от арабского алфавита системами письма пользуются языки урду, фарси (современный персидский), османо-турецкий (до 1928 г.) и ряд других. Из южноаравийского письма, возникшего, как полагают исследователи, очень рано и представленного памятниками Йемена до VII в. н.э., в V–VI вв. н.э. развился эфиопский слоговой алфавит. В IV–V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Священного Писания и богослужебной литературы эфиопский алфавит под влиянием греческого письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до настоящего времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность сирийского царства Пальмира (Тадмор) II в. до н.э. – III в. н.э. на арамейской основе сыграла существенную роль в истории развития литературы восточного христианства. В начале III в. н.э. в Эдессе был создан сирийский перевод Священного Писания, для которого разработан алфавит эстрангело (от арам. сетар-ангело – евангельское письмо или от греч. – круглая). Сирийская христианская литература успешно развивалась до XIII в. н.э. В первой половине V в. н.э. образовалась восточносирийская «несторианская» письменность, которая распространилась в Азии вплоть до Тибета, Китая и Индии. Под влиянием финикийского письма в IX–VIII вв. до н.э. сложились вокалический греческий и консонантный арамейский алфавиты. В греческом письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено двумя вариантами – восточным (Эллада, Малая Азия) и западным (Италия, Сицилия, Сардиния, Средиземноморское побережье современной Франции и Испании). К VI–V вв. до н.э. восточный вариант архаического греческого письма преобразовался в классическое греческое письмо, развившееся в IV–V вв. н.э. в византийское письмо. Во II в. н.э. на основе греческого был создан коптский алфавит.

 



 
PR-CY.ru