АЛФАВИТ - Страница 2

Создатели первых алфавитов использовали фонетические составляющие идеографического письма (египетского и аккадского), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка, и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки. У западносемитских народов алфавитное письмо (ханаанско-арамейская группа семитских языков) сложилось на пространстве от Северного Ливана до Синайского полуострова во второй половине II тыс. до н.э. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии) датируется XV–XIII вв. до н.э.; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семитские согласные, порядок которых воспроизводится в последующих алфавитах, но начертания угаритских клинописных букв не соответствуют знакам других семитских алфавитов. Памятники слогового письма Библа (XV в. до н.э.), синайско-палестинского письма середины – второй половины II тыс. до н.э. исследователи предположительно связывают с племенами филистимлян, заселивших в XIII–XI вв. до н.э. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемитского письма Аравии и Синая. Ханаанский (или финикийский) алфавит (22 буквы), первые памятники которого датируются XII в. до н.э., считается родоначальником греческого и арамейского письма. Арамейский язык, использовавшийся как международный ещё в ассирийский период, с VI в. стал официальным языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Северо-Западной Индии. Непосредственно от староарамейского алфавита образовались персидско-арамейское (VI в. до н.э.) и набатейское письмо (II в. до н.э.), индийский алфавит – индо-бактрийский кхароштхи (середина III в. до н.э.) и брахми (III в. до н.э.). Эти алфавиты стали родоначальниками семейств письменностей. Еврейское квадратное письмо (мерубба) с IV в. до н.э. стало основным алфавитом Священного Писания, но часть книг Ветхого Завета (Иерем. 10; Ездра 4:8–18; 7:12–26 и др.) на библейско-арамейском диалекте записывалась староханаанским письмом в VIII–VII вв. до н.э. Староханаанское письмо, представленное «памятниками Мёртвого моря» (II в. до н.э. – I в. н.э.) в палеоеврейском варианте, постепенно развилось в так называемое раввинское (II–IV вв. н.э.) письмо Талмуда и в средневековое еврейское курсивное, а затем в современное письмо иврита. На основе персидско-арамейского алфавита сложилось письмо на иранском, тюркском, монгольском, тунгусо-маньчжурских языках: хорезмийское (II в. до н.э. – I в. н.э.), пехлевийское (II в. до н.э.) – переработка арамейского алфавита для среднеперсидского языка в двух вариантах, манихейском и христианском (VI–VII вв. н.э.), и согдийское (II–IX вв. н.э.), которое лежит в основе тюркских оригинальных алфавитов – уйгурского (VIII в.), орхонского (так называемых тюркских рун, начиная с VIII в. н.э.), а также монгольского (ХIII в.) и маньчжурского (ХVII в.). Индийский алфавит брахми создан на основе арамейского письма, но, очевидно, под влиянием и древнегреческого письма с его последовательным обозначением гласных.

 



 
PR-CY.ru