АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 9

22) умовение архиереем рук перед великим входом с чтением молитвы на освящение воды; 23) облачение в малый омофор и «вторая» епископская проскомидия перед великим входом (древние чины ничего не говорят об изъятии частиц из просфор и вообще о каком-либо архиерейском проскомисании перед великим входом; это поздний греческий обычай); 24) особый порядок великого входа, с преднесением Дарам воздуха (его несёт на главе ставленник во пресвитеры; если пресвитерской хиротонии нет, воздух возлагается на плечо одного из диаконов), митры и омофора, примикирия, жезла, кадил, трикирия, дикирия, рипид; епископ встречает Дары в царских вратах и, покадив и произнеся обычные формулы поминовения (патриарх поминает на великом входе глав поместных церквей), поставляет поочерёдно дискос и потир на св. престол; 25) роли в диалоге accessus ad altare распределены правильно; 26) осенение народа дикирием и трикирием после великого входа при пении; 27) целование епископом дискоса, потира, возду́ха и престола с чтением Трисвятого после возгласа (в современном иерейском формуляре указание на это действие отсутствует, но на практике оно совершается); 28) веяние воздухом над головой епископа (этот обряд символизирует веяние Духа Святого; обряд, как полагают исследователи, появился в связи с тем, что древние воздухи, имевшие огромные размеры (до 2 м в длину), можно было убрать с престола, только перенеся их через голову предстоятеля); 29) троекратное осенение епископом народа дикирием и трикирием непосредственно перед анафорой, при произнесении им возгласов (обычай осенения свечами во время вступительного диалога анафоры появляется на Руси только вместе с чином патриарха Афанасия); 30) надевание архиереем важнейшего предмета архиерейского облачения (омофора) при чтении анафоры только во время установительных слов, анамнесиса и эпиклезы (появление этого обычая во второй половине XVII в. связано с проникновением в православное богословие западной идеи тайносовершительных формул; на практике указания Чиновника в этом месте не всегда соблюдаются буквально); 31) поминовение архиереем патриарха и сослужащих епископов, старшим пресвитером – самого архиерея; 32) произнесение диаконом диптихов («выклички») в конце анафоры; 33) облачение в малый омофор перед возгласом, раздроблением св. Хлеба и Причащением; 34) осенение народа дикирием и трикирием после причащения, со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя» и пение в ответ; 35) архиерей в отличие от иерея не участвует в перенесении святых Даров после причащения на жертвенник (что соответствует древней практике, когда святые Дары относились в скевофилакион диаконами и пресвитерами); 36) обозначение в Чиновнике молитвы, что больше соответствует древнему названию: «молитва в сосудохранительнице», она читалась клириками в скевофилакионе, где они разоблачались после службы; 37) отпуст с осенением дикирием и трикирием и пением; 38) особый чин снятия облачений с архиерея (присутствующий и в иерейском Служебнике, но без указаний на разоблачение; на практике при иерейском служении обычно не связывается со снятием облачений, а включается в состав молитв после причащения); 39) исход иерарха, облачённого в мантию и клобук, из храма при пении.

 



 
PR-CY.ru