АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 8

7) в конце облачения епископ берёт в руки дикирий и трикирий, протодиакон возглашает парафраз Мф. 5:16, архиерей осеняет духовенство и народ на четыре стороны свечами; 8) по окончании облачения, как правило, уже в начале литургии, архиерей умывает руки (внесено в архиерейский чин из иерейского; в иерейский чин, в свою очередь, умовение рук перенесено из обрядов accessus ad altare); 9) царские врата не затворяются вплоть до возгласа (до реформ XVII в. разницы в порядке затворения святых дверей между архиерейской и иерейской службами, как полагают исследователи, не было); 10) всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени причащения, у царских врат стоят посошник с архиерейским жезлом и (если службу совершает правящий архиерей) иподиакон с примикирием; 11) во время энарксиса епископ сидит на кафедре, специально поставляемой на архиерейском амвоне, встаёт для чтения молитв антифонов; 12) малый вход начинается с целования иерархом Евангелия и осенения народа на четыре стороны трикирием и дикирием и пения духовенством в первый раз «Придите, поклонимся…»; затем архиерей поднимается на солею, осеняет лики на две стороны трикирием и дикирием, хор во второй раз поет «Придите, поклонимся…»; при пении духовенством «Придите, поклонимся…) в третий раз епископ, держа в левой руке дикирий (патриарх держит вместо дикирия жезл), кадит алтарь, перед епископом предходит протодиакон с трикирием; во время каждения солеи, иконостаса, хора и народа и в алтаре, и певцами; 13) при Патриаршей службе перед последним кондаком после пения стиха «Господи, спаси благочестивых..» возглашается так называемая великая похвала (поминовение Глав 15 автокефальных церквей, властей и всех православных); малая похвала (произносившаяся до никоновских реформ и доныне существующая в греческой практике), предназначенная для обычного (не патриаршего) архиерейского богослужения, в современной русской практике, как правило, опускается; 14) пение последнего кондака в алтаре; 15) Трисвятое поётся не четыре с половиной, а семь с половиной раз поочерёдно хором и священнослужителями; во время пения во второй раз епископ осеняет дикирием Евангелие на престоле; после пения в третий раз архиерей, держа в руках крест и дикирий, выходит на солею и произносит стих, после чего осеняет народ на три стороны и духовенство в алтаре; во время шествия на горнее место архиерей осеняет св. престол и горнее место дикирием (при этом протодиакон читает тропарь восьмой песни первого канона Богоявления и подаёт епископу трикирий); при пении в шестой раз архиерей с горнего места осеняет трикирием всех сослужащих; 16) вложение самим епископом ладана в кадило при диаконском каждении перед Евангелием; 17) иерарх сидит на горнем месте, а не на «сопрестолии»; 18) чтение Евангелия диаконом с архиерейского амвона; 19) преднесение архиерейского омофора перед читающим Евангелие диаконом (по сообщению Арсения Суханова, в XVII в. на Востоке обычным было возложение омофора на плечо читающему; это символ того, что через Евангелие говорит Верховный Пастырь Христос); 20) благословение народа дикирием и трикирием после Евангелия (некогда совершавшееся во время сугубой ектении) при пении; 21) пение и священнослужителями, и хором троекратного «Господи, помилуй» при возглашении прошения о епископе на сугубой ектении;

 



 
PR-CY.ru