АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 7

б) то, что прежде облачения, которое бывает в храме, архиерей входит на некоторое время в алтарь, для чтения предваряющих литургию молитв («за входящия в церковь» и др.); в) кроме молитвы Трисвятого архиерей читает молитву первого часа («Христе, (Боже наш), Свете истинный») во время осенения свечами (после каждения, если оно указано), затем ещё одну краткую формулу («Отца и Сына и Святаго Духа. Вкупе благословено в трех собьствех и составех едино Божество и едино Существо»); г) благословение во время чтения Апостола подходящих к епископу иереев (к патриарху, середина XVII в.); д) вложение самим архиереем фимиама в кадило при каждении перед Евангелием. В ходе подготовки реформы русского богослужения в середине XVII в. встаёт вопрос о несоответствиях между греческой и русской традициями совершения архиерейской литургии, подробно описанных Арсением (Сухановым) и, следовательно, о новом переводе греческого чина (греческий чин, записанный по наблюдениям Арсения, XVII в.). В 1653 г. по просьбе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона находившийся в Москве Константинопольский  патриарх Афанасий III Пателларий записывает порядок архиерейской литургии. Русский перевод этого чина был положен в основу нового издания Чиновника архиерейского священнослужения 1668 г. (сохранился кавычный экземпляр этого Чиновника, где видно, что именно было исправлено в чине, предоставленном патриархом Афанасием) и определил тот порядок архиерейской литургии, который существует в Русской православной церкви до настоящего времени. Исследователи не могут говорить о том, что чин патриарха Афанасия отражал повсеместную практику греческих церквей в XVII в. (например, уже в славянской рукописи, созданной в Боснии в 1706 г., содержатся особенности, характерные частично для русской традиции XVI в., частично для поздней греческой практики, но не для чина патриарха Афанасия). Архиерейская литургия в современной русской практике включает в себя следующие отличия от иерейской (опущены указания о снятии/надевании митры): 1) особый порядок шествия архиерея из дома в храм для совершения литургии (на практике часто опускается); 2) чин встречи архиерея (облачённого в мантию и клобук) всем духовенством с изнесением напрестольного креста задостойник (встреча архиерея сопровождается звоном в колокола); 3) епископ не входит в алтарь до малого входа (таким образом, он не участвует в проскомидии и энарксисе); 4) благословение народа на три стороны после прочтения входных молитв; 5) при патриаршей службе (часто и за всяким архиерейским богослужением) во время шествия архиерея на облачальное место хор поёт ирмос пятой песни канона Недели ваий (архиерейский амвон сравнивается с горой Сион); 6) облачение архиерея в центре храма, на архиерейском амвоне (протодиакон и диакон, держа в руках кадила, кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения; облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; при патриаршей службе предметы облачения износят царскими вратами иереи; хор поет стихи на облачение; на Рождество Христово и в Великую субботу стихи заменяются ирмосами канона праздника, на Пасху – стихирами Пасхи); при упрощённом архиерейском богослужении облачение в храме опускается, и архиерей облачается в алтаре;

 



 
PR-CY.ru