АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 6

Греческий архиерейский чин литургии XIV–XVI вв. имеет следующие особенности: 1) архиерей облачается в храме, стоя в своей стасидии (стихи на облачение он читает сам); 2) энарксис совершается без участия архиерея, который, тем не менее, находится в храме и прочитывает сам молитвы антифонов; 3) во время малого входа, когда архиерей шествует в алтарь, ему многократно возглашают; 4) сразу после малого входа архиерей совершает каждение; 5) перед Трисвятым епископ трижды осеняет дикирием Евангелие (или св. престол) с чтением парафраза Пс. 79:15–16; 6) Трисвятое поочерёдно поют певчие и священнослужители; 7) во время Трисвятого епископ трижды осеняет трикирием Евангелие с чтением тех же стихов, что и перед Трисвятым; 8) в конце Трисвятого архиерей восходит на горнее место и оттуда трижды благословляет народ трикирием; 9) перед кондаком, поющимся на Слава, возглашается похвала (многолетия царям, патриарху и проч.); 10) перед чтением Евангелия архиерей снимает омофор (который далее надевается только при совершении пресвитерской или диаконской хиротонии, а также перед возгласом); 11) во время прошения сугубой ектении о царях епископ трижды благословляет народ трикирием; 12) архиерей не участвует в перенесении Даров из жертвенника в алтарь, умывает руки до великого входа, в диалоге accessus ad altare правильное распределение ролей; 13) после пения херувимской песниепископ трижды осеняет народ трикирием; 14) перед Символом веры архиерей с сослужащими трижды воздевают воздух, читая Трисвятое; 15) во время intercwssio анафоры диакон произносит диптихи (эта особенность не является строго архиерейской: в древности диптихи могли произноситься и за иерейской службой). Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X–XIV вв., исследователям неизвестны (древнейший русский Чиновник второй половины XIV в., не содержит литургии), однако исследователи утверждают, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр (комплекс богослужебных текстов). Особенности архиерейского богослужения (осенение свечами и проч.) фиксировались, как полагают исследователи, устной традицией. Это их предположение подтверждается следующим: а) зафиксировано использование архиереями иерейских Служебников, например, Служебника   Варлаама Хутынского, где присутствуют позднейшие пометки, относящиеся к архиерейскому богослужению (начало XIII в.), Служебника Киприана (конец XIV – начало XV в.); б) в святительских Служебниках часто выписан иерейский формуляр литургии. По архиерейскому Служебнику особенности литургии, совершаемой епископом, ограничиваются тем, что он осеняет свечами после малого входа, читает стихи Пс. 79:15–16 во время Трисвятого и совершает особое благословение иереев во время чтения Апостола. Достаточно большое число русских архиерейских Служебников XV – первой половины XVII в. содержит чин литургии, близкий к греческому чину XIV–XVI вв. Специфическими для русской редакции этого чина являются: а) сложный порядок встречи архиерея у дома (начинается со слов Пс. 112:1–2: «Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне» – «Буди имя Господне благословено от ныне и до века»), шествия его в храм (исследователи отмечают, что иерейский формуляр литургии содержал примерно те же предваряющие вход в храм молитвы («идуще в церковь», «егда звонят» и т.п.), что и архиерейский; конечно, священника не сопровождали, как епископа, свещеносцы и певчие) и встречи архиерея в храме);

 



 
PR-CY.ru