АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 5

Порядок патриаршей литургии в Константинополе X в. известен из опубликованной в XVII в. Ж. Гоаром рукописи, открытой диаконом Исидором Пиромалисом на острове Патмос (рукопись ныне утрачена), а также по опубликованному ещё в XVI в. латинскому переводу патриаршего чина литургии (рукопись, ныне также утраченная, хранилась в монастыре Йоханнисберг в Германии). Особенности чина этого времени: 1) архиерей облачается в скевофилакионе, здесь же он, если хочет, принимает участие в проскомидии; 2) архиерей не входит в храм во время энарксиса, который совершается без его участия; 3) во время сугубой ектении архиерей благословляет народ; 4) архиерей не участвует в перенесении Даров из скевофилакиона в храм, умывает руки до великого входа, в диалоге accessus ad altare слова Евангелия от Луки (1:35) обращены к предстоятелю (таким образом, роли в диалоге распределены правильно). Собственно архиерейскими особенностями здесь являются только № 2 и 3 (хотя из латинского перевода литургии Иоанна Златоуста, сделанного Львом Тосканом около 1173 – 1178 гг., следует, что и № 3 не был исключительной особенностью архиерейского богослужения). Следующий этап развития византийского архиерейского чина Божественной литургии отражён в памятниках XI–XII вв. (несколько пергаменных листов XII в., вставленных в рукопись XV в.); арабском переводе архиерейской литургии Иоанна Златоуста; литургических толкованиях: «Протеории» Николая и Феодора Анкиды (XI в.) и «Литургическом комментарии» (XII в.), носящем имя Иерусалимского патриарха Софрония (VII в.). Согласно этим источникам, архиерейская литургия имеет следующие отличия: 1) епископ не участвует в энарксисе, находясь в это время в нартексе (притворе); 2) «Придите, поклонимся...» поётся поочередно певцами и народом (согласно «Литургическому комментарию»); 3) во время пения Трисвятого епископ, держа в руке свечу и кланяясь, трижды тихо произносит стихи, являющиеся парафразом Пс. 79:15-16 (в источниках текст несколько варьируется), в третий раз он осеняет свечой св. престол (Х. Матеос полагает, что этот стих является следом древнего исполнения Трисвятого как входного антифона); 4) в конце Трисвятого архиерей трижды благословляет (по одним источникам – священников, по другим – народ) и восходит на горнее место; 5) архиерей снимает омофор во время чтения Евангелия (эта особенность уже отмечалась выше); 6) во время сугубой ектении архиерей трижды благословляет народ; 7) архиерей не участвует в перенесении Даров из скевофилакиона в храм, после (согласно некоторым источникам, до) великого входа совершает умовение рук, в диалоге accessus ad altare правильное распределение ролей. Чин греческого архиерейского богослужения XIV–XVI вв. известен по большому числу памятников. Это, в первую очередь, уставы архиерейской литургии – написанный диаконом, протонотарием Великой церкви Димитрием Гемистосом, Диатаксис Феодора Агаллиана (XV в.) и чин, опубликованный А.А. Дмитриевским по рукописи XV в. из библиотеки скита апостола Андрея на Афоне. Кроме того, сохранились многочисленные греческие архиерейские Евхологии того времени. Наконец, ценные сведения содержатся в литургических трактатах Николая Кавсилы (ум. около 1391 г.) и Фессалоникийского архиепископа Симеона (ум. в 1429 г.).

 



 
PR-CY.ru