АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 3

В греческой практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега. Для архиерейского богослужения в России принято устраивать в центре храма возвышение – так называемый архиерейский амвон (другие названия – рундук, облачальное место; в Чиновнике издания 1982–1983 гг.неправильно назван кафедрой), на котором стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с которого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением, – с амвона читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. В греческой практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается. За русским архиерейским богослужением нередко звучат оставленные непереведёнными греческие тексты: «На многая лета, владыко»); «Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани», «Господи, помилуй» и др.; в конце патриаршей службы поётся полихронион (это – след того, что Русской православной церкви в течение долгого времени возглавляли греческие иерархи). В Византии книгой, содержавшей чинопоследования архиерейского богослужения, был Евхологий; на Руси рукописи Евхология (в славянской традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для архиерейского богослужения, обычно называли «святительскими Служебниками». С середины XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название архиерейский Чиновник (в славянских церквах) или Архиератикон (в греческих церквах). Первые печатные издания: славянское – Венеция, 1538–1540 гг.; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798 гг.; греческое – Венеция, 1714 г. (переиздан в 1773, 1777, 1778 гг.); Константинополь, 1820 г. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 г. (под названием «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740 г.; Супрасль, 1793 г. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нём скопированы из рукописей XVI в.). Основной богослужебной книгой, регламентирующей совершение архиерейского богослужения в настоящее время в РПЦ –«Чиновник архиерейского священнослужения». Из-за скудости данных исследователям трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I–IV вв., однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют им утверждать, что священнический чин литургии в раннехристианскую эпоху был простым повторением епископского. Особенности архиерейской литургии византийского обряда сложились не сразу. Поскольку древнейшие сохранившиеся списки константинопольских литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого датируются концом VIII в., источниками, позволяющими судить о развитии константинопольского евхаристического чина в V–VIII вв., являются литургические комментарии, в первую очередь, трактат «О церковной иерархии» (конец V – начало VI в.) и «Церковная история» Германа Константинопольского (ум. в 733 гг.), а также косвенные свидетельства святых отцов и церковных писателей.

 



 
PR-CY.ru