АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – в византийском обряде – богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа – Главу всей церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь»; поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности – зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это». Согласно древним описаниям христианского богослужения («Апостольскому предании» (III в.), «Апостольским постановлениям» (около 380 г.), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитики», конец V – начало VI в.) и др.), епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств евхаристии и священства, но и крещения, миропомазания, покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах (во многих рукописях говорится об архиерее, совершающем крещение и миропомазание; принятый ныне в греческих церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно); чины отпеваний по современным печатным Требникам считают обычным участие архиерея и т.д.). Таким образом, всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее, литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать... если не имеет рукоположения, рукоположение же – от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним архиереем... Ещё: никто не крестит, если не имеет рукоположения... И также не может крестить без мира... Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства... И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан»). Идея связи епископа и прихода постоянно подчёркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем. Несмотря на то, что каждому священнику вверено совершение евхаристии и прочих служб в своём приходе, он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе. Таинство священства и некоторые священнодействия могут быть совершены только епископом: «Божественное законодательство уделило посвящение иерархических чинов, освящение божественного мира и священное совершеннодействие жертвенника (т.е. освящение престола) единственно совершеннодействующим силам боговдохновенных иерархов».

 



 
PR-CY.ru