АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ

АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ (дьяки и подьяки) – профессиональные певцы в Древней Руси, из которых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об архиерейских певчих сохранились от XVI–XVII вв. Хоры архиерейских певчих были устроены по образцу хора митрополита (патриарха) всея Руси и делились на станицы. Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего её архиерея в церковной иерархии. Обычно хор архиерейских певчих состоял из пяти-шести станиц, в 1690 гг. – до девяти. Как правило, станица состояла из пяти человек. В середине XVI в. в хоре Новгородского архиепископа, занимавшего среди епархиальных иерархов первое место после Московского митрополита, в каждой станице было по шесть-семь певцов. Певцы, входившие в первую и вторую большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые архиерейские певчие именовались подьяками. Отбирались архиерейские певчие из одарённых в музыкальном отношении местных жителей, главным образом, из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в архиерейские певчие попадали отставные или провинившиеся государевы и патриаршие певчие. Главной обязанностью архиерейских певчих было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь первая станица дьяков располагалась на правом клиросе, вторая – на левом. Подьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т.д. Участвовали певцы и в различных литургических действах (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ. Мастерство архиерейских певчих позволяло им петь вместе с государевым и патриаршим хорами, а при необходимости пополнять их. Их репертуар определялся, прежде всего, церковным уставом. Развитию и пополнению его способствовали канонизация местных и общерусских святых, введение новых праздников, важные события в жизни государства, вызывавшие смену песнопений в чинах многолетствования, заздравной чаши и т.п. Архиерейские певчие владели всеми стилями древнерусского богослужебного певческого искусства. Например, кроме рядового знаменного распева к 1540 гг. новгородский хор исполнял не только обычные, но и двухголосные, строчные и демественные с верхом песнопения. В XVII в. большинство архиерейских певчих знало две соседние строки в трёхголосных и четырёхголосных песнопениях, а некоторые могли петь все строки. Преобладание в репертуаре строчных песнопений привело к специализации певцов внутри станиц, к делению их на вершников, путников, демественников, нижников. Исполняли архиерейские певчие и песнопения в стилях пути, большого распева, знаменного многоголосия, а в конце XVII в. освоили партесное пение. Мелодическое богатство репертуара дополняли разные варианты распевов к одному и тому же тексту.

 



 
PR-CY.ru