АШЕР Джеймс

АШЕР Джеймс (1581–1656 гг.) – англиканский теолог и церковный историк. Происходил из англо-нормандской аристократической семьи, принявшей протестантизм во время английской Реформации. Магистр (1601 г.), доктор теологии (1614 г.). Профессор (1607–1621 гг.) и вице-канцлер (1614, 1617 гг.) Тринити-колледжа в Дублине. В 1601 г. рукоположён во священника. С 1621 г. – епископ Мита (Ирландия), с 1625 г. – архиепископ Арма. В 1634 г. в результате слушаний в присутствии лорд-лейтенанта Джеймс Ашер утвердил примат кафедры Арма в Церкви Ирландии по отношению к другой ирландской архиепископии – Дублинской. Во время Ирландского восстания 1641–1652 гг. Джеймс Ашер находился в Англии, откуда решил не возвращаться. В 1642–1649 гг. управлял епархией Карлайла. В 1642 г. переехал в Оксфорд. Будучи роялистом и сторонником идеи Божественного происхождения королевской власти, отказался участвовать в Вестминстерской ассамблее теологов (1643–1649 гг.). Тем не менее, в 1647–1654 гг. был проповедником в церкви Линкольнзинн в Лондоне. По приказу Кромвеля тело Джеймса Ашера было торжественно погребено в Вестминстерском аббатстве. Его многочисленные труды по истории, хронологии, библеистике подчинены апологии Англиканской церкви. Сторонник епископального устройства церкви, в догматике и литургике он шёл на уступки кальвинистам. Это проявилось, в частности, в 1615 г., когда конвокация поручила ему подготовить проект краткого изложения вероучения и дисциплины Церкви Ирландии. В 1641 г. предложил метод сочетания епископальных и пресвитерианских форм управления в Англиканской церкви – ограничение власти епископа синодом низшего духовенства. Ещё в молодости Джеймс Ашер поставил перед собой задачу доказать историческую преемственность протестантской церкви от Самого Христа. Вслед за Иоганном Слейданом, Магдебургскими центуриями, Джоном Фоксом и Джоном Джуэллом Джеймс Ашер разделял историю на три периода: тысячелетний период рабства сатаны (от Рождества Христова до XI в.), неопределённый период царствования антихриста и царство Христа на земле. Римское папство он считал воплощением антихриста. Протестанты являются преемниками истинных свидетелей веры: английских и ирландских христиан раннего Средневековья и тех, кого Римская церковь считала еретиками, – вальденсов, альбигойцев, густитов, виклифитов. Поставив перед собой задачу доказать, что Ирландия и Англия получили христианство независимо от Рима, Джеймс Ашер опубликовал собрание записок по истории Ирландии VI–XII вв., историю пелагианской ереси и др. Знаток классических и семитских языков (арабского, сирийского, древнееврейского), он выделил подлинные письма св. Игнатия Богоносца и опубликовал исследования о них в 1644 и 1647 гг. Через своих помощников на Ближнем Востоке собирал библейские и другие древние рукописи, благодаря чему составил богатую библиотеку, которая ныне хранится в Тринити-колледже (Дублин). Основываясь на системе летосчисления Йозефуса Юстуса Скалигера и древнееврейском тексте Ветхого Завета, Джеймс Ашер предложил свою библейскую хронологию и установил дату сотворения мира (4004 г. до н.э.), которая была принята в Англиканской церкви до XIX в.

 
PR-CY.ru