АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 2

Первые примеры гармонизации англиканского пения на восемь псалмовых тонов без подтекстовки содержатся в трактате композитора Томаса Морли «Простое и доступное введение в практику сочинения музыки» (1597 г.). В партитуре из Питерхауса (около 1635 г.), содержащей трёх- или четырёхголосные гармонизации англиканского пения (также без слов), записаны только две партии, в третьей и четвёртой, как полагают исследователи, допускалась импровизация. К типичным ранним (1550 – около 1640 гг.) образцам англиканского пения относятся выполненные различными музыкантами (Томас Таллис, Уильям Бёрд, Томас Морли, Орландо Гиббонс и др.) четырёхголосные аранжировки праздничных псалмов (лат. psalmi festivales, англ. festal psalms), изданные Джоном Барнардом в «Первой книге избранной церковной музыки» (1641 г.). Многие из них (например, псалмы Рождественской вечерни Томаса Таллиса) послужили моделью для более поздних напевов (композиции Ричарда Фарранта, Уильяма Чайлда). После 15-летнего перерыва в богослужебно-певческой традиции Церкви Англии, приходящегося на время диктатуры Оливера Кромвеля, были изданы сборники Эдуарда Лоу «Краткое руководство к исполнению кафедрального богослужения» (1661 г.), Джеймса Клиффорда «Божественные службы и антемы» (1663, 1664 гг.) и Джона Плейфорда «Введение в искусство музыки» (1662 г.). Они содержат подробные описания использования восьми тонов, а также дают варианты некоторых из них с особыми (авторскими и местными) названиями; григорианская монодия последовательно заменяется на аккордовое четырёхголосие, пока ещё с сохранением ведущей мелодии (cantus firmus) в теноре. В сборнике Джона Плейфорда впервые используются разные типы обозначений для акцентировки и речитации текста. На протяжении XVIII – первой половины XIX вв. происходит постепенное упорядочение мелодического репертуара и формирование системы подтекстовки мелодии, в чём немалую роль сыграл выход в свет нотных сборников: «Пятьдесят двойных и одинарных наиболее излюбленных песнопений, исполняемых в соборах св. Павла, Вестминстерском и в большинстве соборов Англии» (около 1750 г.) Джона Бекуита, «Первый стих каждого псалма Давида, с древним или нынешним напевом в партитуре» (1808 г.), где каждому псалму соответствует определённый мотив, и Роберта Джейнса «Псалтирь, или Псалмы Давида» (1837 г.) с точной разбивкой текста в соответствии с мелодией для облегчения исполнения приходскими хорами. Вторая половина XIX в. отмечена появлением огромного числа «нотных книг» и заметной тенденцией к претенциозности стиля англиканского пения. С конца того же столетия в Англии, где в 1888 г. было основано Общество хорала и средневековой музыки (Plainchant and Mediaeval Music Society), а также в США пробуждается интерес к григорианской и ранней англиканской певческой традиции, что отразилось на богослужебной практике церквей Англиканского содружества: при сохранении основного корпуса англиканского пения XIX в. исполняются также и более ранние мелодии, некоторые мелодии Джона Марбека помещены в англиканских Гимналах 1872 и 1982 гг. (причём в последнем соответствующим образом размечены и входные антифоны на литургии). См. также Антем.



 
PR-CY.ru