АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ

АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ – в богослужении Англиканской церкви небольшие мелодические формулы (напевы), используемые со второй половины XVI в. для пения псалмов и библейских песен (canticles) по Псалтыри (Parish Psalter, Oxford Psalter, New Cathedral Psalter) и Книге общих молитв. Эти напевы исполняются хором, часто при участии прихожан, a capella либо в сопровождении органа и других музыкальных инструментов. Исторически англиканское пение прошло три фазы эволюции: монодия; многоголосная (трёх-, четырёх-, иногда пятиголосная) обработка с основной мелодией (cantus firmus) в теноре (среднем голосе); с конца XVII в. мелодию начали помещать в верхней партии, в XVIII в. традиционный напев постепенно сменился авторской музыкой. В соответствии с 2-частной структурой библейских стихов 7-тактовый напев делится на две структурно устойчивые формулы (3+4 такта), простые по мелодии и гармонии (вертикальное четырёхголосие), регулярно организованные по ритму (половинные, четвертные и восьмые ноты (аккорды) – 3-5 в первой и 5-9 во второй формулах). Каждая из формул начинается с так называемого тона (аккорда) речитации, на котором свободно псалмодируется бóльшая часть стиха; следующий далее распев окончания полустишия носит, как правило, силлабический характер. Один и тот же напев нередко приходится на два, иногда четыре стиха, повторяясь соответственно один или три раза. Способы подтекстовки мелодии различны; разбивка (своего рода «тактирование») текста, фиксирующая высотно-гармоническое изменение мелодии, указывается в богослужебных книгах с помощью наклонной черты или астериска. Целые псалмы могут быть распеты на одну, две или более мелодий в зависимости от размера и характера текста. Истоки англиканского пения, используемого в богослужении на вечерне (Evensong) и утрене (Matins), восходят к монодийному псалмодированию песнопений оффиция в григорианском пении, а также к раннеренессансному фобурдону (fauxbourdone), континентальному трёхголосному пению, по мнению исследователей, первоначально имевшему английское же происхождение. В фобурдоне мелодия псалмового тона находилась в верхнем голосе, средний располагался квартой ниже, нижний шёл в сексту с мелодией. Распространение англиканского пения связано с движением Реформации, выдвинувшим идею проведения церковных служб на национальном языке. Составленная магистром хористов королевской часовни в Виндзоре Джоном Марбеком «Книга общих молитв, положенная на ноты» (1550 г.) – первый нотированный источник англиканского пения – содержит образцы исполнения псалмов и библейских песен на григорианские псалмовые тоны: восьмой (семь примеров), пятый (два примера), первый, четвёртый, седьмой и так называемый tonus peregrinus (странствующий тон; по одному примеру). Отсутствие здесь последовательного изложения системы тонов объясняется хорошим знакомством с ним музыкантов того времени.

 



 
PR-CY.ru