АВГУСТ ОКТАВИАН - Страница 2

Демонстративно отказываясь от почестей и поклонения лично себе, Октавиан Август, носивший титул Отца Отечества (pater patriae), насаждал культ императорской власти. Статуи императора как символ власти и славы Империи ставились в каждом городе, подвластном Риму. В соответствии с римскими законами отказ от принесения должных почестей статуе воспринимался как оскорбление самого императора и всего Римского государства, т.е. как измена. Поэтому сопротивление иудеев попыткам римской администрации установить статую императора в храме Соломона в Иерусалиме приводило к постоянным конфликтам. После смерти Октавиан Август был объявлен «божественным» (divus), и по всей Империи ему посвящались храмы. Культ римского императора, введённый при нём, во многом продолжал традиции древних монархических государств Ближнего Востока. Вместе с тем в отличие от восточных деспотов и эллинистических царей римский император воспринимался, прежде всего, как носитель суверенитета римского народа и как гарант законности и порядка в государстве. В его эпоху в Риме и во всём Средиземноморье был установлен прочный мир. Долгий период стабильности Империи и её процветания в I–II вв. стал результатом политики Октавиана Августа. Уже при жизни и особенно в литературе последующих веков вплоть до Нового времени он восхвалялся как император-миротворец. Под влиянием своих просвещённых советников Агриппы и Мецената Октавиан Август поддерживал науки и искусства. Его правление связывается с периодом расцвета латинской литературы: творчество Вергилия, Овидия, Горация, Тита Ливия. Правление Октавиана Августа относится ко времени, когда происходит одно из самых значительных для христиан событий – Боговоплощение (Лк. 2:1). Орозий, комментируя рассказ евангелиста Луки, настаивает на том, что Христос Сам пожелал быть включённым в списки переписи, проведённой в Иудее по приказу языческого императора, поскольку, став римским гражданином, он тем самым показал божественность установления Римской империи. Эта идея использовалась в Средние века политиками и писателями, сторонниками императорской идеологии, например, Данте («Монархия»). Знаменитая IV эклога «Буколик» Вергилия, воспевающая наступление «золотого века» при Октавиане Августе, воспринималась как пророчество Кумской сивиллы о пришествии Спасителя. У Данте Стаций, обращаясь к Вергилию и цитируя эти строки, восклицает: «Ты дал мне петь, ты дал мне верить в Бога». Фигура Октавиана Августа в дальнейшем имела большое значение в политической идеологии Римско-Германской империи и Российского государства.



 
PR-CY.ru