АРЛЬ - Страница 5

В начале XII в. началось сооружение церкви Нотр-Дам-ля-Мажор в восточной части Арля и перестройка собора близ театра римской эпохи в новый храм св. Трофима, куда в 1152 г. с Алискампуса были перенесены мощи святого. Стены собора исследователи относят к середине XI в., в середине XV в. добавлен готический хор. Клуатр собора образован двумя романскими (1183 г.) и двумя готическими галереями. Скульптурой романского времени украшены капители нефа (около 1120 г.), фасады (между 1120 г. и началом XIII в.), северная и южная галереи клуатра. В эпоху готики и ренессанса церкви на Алискампусе были разобраны на материал для сооружения погребальных капелл; в 1848 г. на его месте устроен плац. В историю раннехристианских древностей Арль вошёл благодаря саркофагам своих некрополей, прежде всего, Алискампуса и Тринквителя. С 1849 г. их исследовал основоположник христианской археологии во Франции Э. Леблан (опубликовано в 1878 г.; в 1954 г. коллекция была пополнена и переиздана Ф. Бенуа). Скульптурные мраморные саркофаги были привезены в Арль из Рима, из Аттики, с острова Проконнес, часть изготовлена в местных мастерских. Производство саркофагов арльской группы с характерными стилем и сюжетикой прервалось к концу V в. и возобновилось в IX–X вв., но уже в средневековых формах. Большинство раннехристианских саркофагов Арля принадлежат галло-римской аристократии (некрополи датируют от I в. до конца IV в.). Влияние христианства видят уже в ряде эпитафий III в., использующих выражения «вечный мир и покой», «вечная память», однако собственно христианская эпиграфика появляется около 310 г. В изображениях на саркофагах наряду с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов нередко представлены сцены из сельской жизни, охоты, эпизоды из морских путешествий и т.п. На одном из саркофагов (местная традиция приписывает его императору Константину II) – символическое изображение Воскресения Христова: под монограммой Спасителя – воины, стерегущие Гроб Господень, по обеим сторонам от них – по шесть апостолов, получающих небесные венцы. На другом саркофаге представлены композиции «Суд Пилата», «Омовение ног апостолу Петру» (в обеих – Иисус Христос безбородый) и «Господь во славе». Встречающийся на языческих саркофагах портрет усопшего иногда интерпретировался как изображение местночтимого святого мученика Генесия, как, например, на саркофаге Гидрии Тертуллы, начала IV в., который долгое время считался ракой с мощами мученика Генесия. В памятниках раннехристианской эпиграфики (главным образом, с Алискампуса) наряду с латинскими именами встречается много греческих (Евстатия, Евлогий, Софроний), что указывает на значительную общину выходцев из восточных провинций Римской империи. В эпитафиях священнослужителям упомянуты имена трёх епископов (Ерос, Конкордий, Иларий), настоятеля монастыря Флорентина, трёх пресвитеров и одной монахини. Наряду с краткими эпитафиями (например, епископу Еросу: «Sanctus Eros аntistes ob(iit)» – «Святой Ерос первосвятитель скончался») встречаются и пространные (например, св. Иларию в гекзаметре: «Sacrosanctae legis antistes Hilarius hic quiеscit» – «Священного закона первосвятитель Иларий здесь покоится»). Из образцов раннехристианского церковного искусства заслуживает внимания пояс св. Кесария (VI в., мощи покоятся в церкви Нотр-Дам-ля-Мажор), на котором вышита монограмма имени Иисуса Христа, на резной пряжке из слоновой кости изображены два спящих воина на фоне сводчатого здания с портиками (пещера Гроба Господня).



 
PR-CY.ru