АНСБЕРТ

АНСБЕРТ (ум. в 693 или 699 г.) – епископ Ротомагский (Руанский), святитель (память в Западной церкви 9 февраля, 11 марта – перенесение мощей). Житие Ансберта написано св. Эградом спустя сто лет после кончины святителя. Ансберт происходил из знатной семьи; его отца звали Сивин. Получил прекрасное образование. В юности был помолвлен с Ангадремой, дочерью Робера, советника короля франков Хлотаря III. Через некоторое время Ансберт сам стал советником короля, однако вскоре удалился в монастырь Фонтенель под духовное руководство св. Вандрегизиля. Ансберта, выделявшегося из братии своим благочестием и трудолюбием, святитель Авден Ротомагский (ум. в 684 г.) рукоположил во священника. Уже тогда Господь открыл Ансберту его будущее епископское служение. Когда он трудился в винограднике, ему встретился брат короля Хлотаря Теодорих, охотившийся в лесу. Во время разговора Ансберт предсказал своему собеседнику, что тот станет королём (что и исполнилось в 673 г.), а Теодорих обещал в этом случае поставить Ансберта епископом. В 668 г. св. Вандрегизиль скончался, вскоре его преемник св. Ламберт был избран епископом города Лугдуна (Лиона), Ансберт стал настоятелем монастыря Фонтенель. Он построил для нищих два просторных здания на 80 человек. После смерти св. Авдена (684 г.) Ансберт был поставлен Ротомагским епископом. Он много сделал для прославления своего предшественника и духовного наставника. В 688 г. установил в день Вознесения Господня празднование памяти обретения мощей св. Авдена. Для своего монастыря добился права избирать настоятеля без участия короля согласно уставу преподобного Бенедикта. Из-за интриг и клеветы Пипина II Геристальского, в 687 г. ставшего майордомом Нейстрии, Ансберт был вынужден удалиться в монастырь Омон, где настоятельствовал Альдульф, согласившийся стать посредником в деле примирения Ансберта с его преследователем. Однако Ансберт вскоре скончался. Мощи святого были перенесены в Фонтенель, в церковь св. Павла, согласно его предсмертному желанию. Ансберт написал в честь святителя Авдена небольшое стихотворение, весьма сложное по своей структуре: первые и последние буквы каждого стиха образуют акростихи, средние буквы 12 строк также образуют акростих, а ещё одна «значимая» строка в сочетании с последним акростихом представляет графическое изображение креста. Таким образом, получалось зашифрованное послание: «Audoaenus cognomento Dado, Crucem XPI in suo nomen levo; gentes colentes isto ligno salvantur; Ansebertus orator definit» («Авдоен, называемый Дадо, я водружаю крест Христов во имя Его; спасены этим древом все народы, почитающие (его); засвидетельствовал ритор Ансберт»). Ряд других произведений Ансберта, в частности, «Quaestiones ad Siwinum reclausum» («Вопросы к находящемуся в заключении Сивину»), не сохранились. В «Большой хронике Фонтенеля» (IX в.) Ансберт изображён в епископском облачении с потиром в руке.

 
PR-CY.ru