АМФИЛОХИЙ, Яковлев Андрей - Страница 2

Сохранились Ватопедская икона Божьей Матери 1820 гг. (музеи Московского Кремля), список с чудотворного образа Ватопедского монастыря на Афоне, которая являлась благословением Амфилохия. Икона Димитрия Ростовского того же времени (Государственный Эрмитаж) также имеет на обороте надпись – благословение старца. Авторство Амфилохия остаётся предположительным, т.к. в настоящее время его иконописное наследие не изучено. После смерти Амфилохия проститься с ним съехались его духовные чада из столиц, Ярославля и других губерний; монастырь не мог вместить всех. В отпевании участвовало до 150 священнослужителей. В Ярославской епархии установилось его почитание через усердное совершение панихид. Погребён Амфилохий на паперти собора Зачатия св. праведной Анны, надгробие выполнено в виде саркофага из красного мрамора. Рядом с захоронением, на стене храма в нише, была поставлена келейная икона Распятия Христа, перед которой всегда горела неугасимая лампада по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Захоронение с памятником сохранилось до настоящего времени. Изображения Амфилохия появились, очевидно, при его жизни, их происхождение связано со Спасо-Яковлевской обителью. Наиболее ранний, возможно прижизненный, портрет работы неизвестного художника первой четверти XIX в. (музей-заповедник «Ростовский кремль»), выполненный маслом на холсте, представляет Амфилохия в преклонном возрасте, со впалыми щеками, большими запавшими глазами, длинным заострённым носом, светлыми усами и бородой; старец облачён в мантию и клобук, на груди – два наградных креста. Образ Амфилохия второй трети XIX в., выполненный на финифти (музей-заповедник «Ростовский кремль»; размер 10,2х8,2 см), по иконографии близок к живописному портрету, в нём больше подчёркнута измождённость лика старца. На гравюре 1834 г. работы Александра Гавриловича Афанасьева Амфилохий представлен в более раннем возрасте; одет в мантию, клобук, епитрахиль, на груди – два наградных креста с украшениями и в память Отечественной войны 1812 г.; правая рука возле груди, в левой – развёрнутый свиток, очевидно, со словами его наставлений: «Верно слово и всякаго приятия достоино, на сие бо труждаемся и поношаеми есмь, яко оуповахо(м) на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, пачеж вы къ». Два эстампа были воспроизведены в издании 1911 г.: на одном – образ Амфилохия восходит к сохранившемуся живописному портрету, на другом – старец изображён на смертном одре.



 
PR-CY.ru