АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ - Страница 2

В начале XVII в. дьяк Иван Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от которой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, Иван Прокопиев решил построить на этом месте церковь во имя пророка Илии и св. Параскевы. В 1612 г. получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игумена Лаврентия, начал строить монастырь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин монастырь, в конце XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому монастырю. 1 апреля 1626 г. старец Рябинина монастыря Иона накануне кончины признался своему духовнику игумену Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения Адриана Пошехонского (по мнению Василия Осиповича Ключевского, именно игумен Лаврентий впоследствии составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы священник Лукиан Кузмин сделал запись «за руками» (т.е. с подписями), а игумен Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова монастыря. По прошению игумена Адрианова монастыря Порфирия царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика (патриаршая грамота датируется 12 октября 1626 г.). Мощи были обретены 19 ноября, а их торжественное перенесение в соборную Успенскую церковь Адриановой пустыни состоялось 17 декабря 1626 г. Мощи Адриана Пошехонского почивали в открытой раке у правого клироса (современное местонахождение мощей неизвестно). Пишут, что при гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования Адриану Пошехонскому, которому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, два тропаря, один канон. Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы. В иконописном подлиннике об облике святого сказано: «Сед, брада доле Козминой, риза преподобническая, власы по плечам, в патрахиле» (1830 гг.). В XVII–XIX вв. получили распространение пядничные иконы Адриана Пошехонского, по-видимому, изготовлявшиеся в Адриановом монастыре: святой обычно изображался на фоне построек монастыря, вверху – чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы. На одной из икон представлен вместе с Леонидом в молении перед образом Успения Богоматери, стоящим в ветвях дерева (XVII в., Третьяковская галерея); на другой иконе (1752 г., музей Андрея Рублёва) – молящимся Римской (Лиддской) иконе Божьей Матери, под которой в ветвях лежит рыба.



 
PR-CY.ru