АММИАН МАРЦЕЛЛИН - Страница 2

Судьба, которая есть воля единого, невидимого, непознаваемого и всемогущего божества, по его мнению, главная движущая сила истории наряду с волей и действиями отдельных исторических личностей. В историографии нет единого мнения об отношении Аммиана Марцеллина к христианству: от признания его приверженцем христианской религии (К. Шиффле) до указания на его крайнюю к ней враждебность в духе Юлиана Отступника (А. Селем). Аммиан Марцеллин пишет о христианстве, не вникая в суть внутренних религиозных проблем: его не интересуют ни причины соперничества пап Урсина (366–367 гг.) и Дамаса (366–384 гг.), ни подробности разногласий между православными и арианами. Как «государственный человек» он обеспокоен лишь тем, что епископы, посещая бесконечные диспуты, только обременяют почтовую службу. Антихристианские представления Аммиана Марцеллина определялись, прежде всего, приверженностью системе традиционных античных ценностей, частью которых являлись языческие верования. Историк восхваляет их как стержень общественного устройства в противовес христианству – религии новой и разрушающей установившийся порядок. К языческим культам он относился равнодушно, вероятно, так же, как и к христианской вере. Известное его высказывание о христианстве как о «религии простой и абсолютной» нельзя однозначно рассматривать как уничижительное. По мнению Аммиана Марцеллина, языческая и христианская мудрость происходят из одного (египетского) источника, и в этом смысле Иисус «в возвышенном полёте своих речей» может быть назван «соперником Юпитера». В своём труде Аммиан Марцеллин проявил себя как консерватор и моралист. Политические взгляды автора тесно связаны с его морально-этическими представлениями: достойный правитель должен обладать определёнными добродетелями. Император, наделённый ими, исполняет предначертание судьбы. Историк создаёт концепцию «доброго государя» («civilis princeps») – милосердного и справедливого отца и защитника подданных, не посягающего на их свободу, попечителя образованных классов, охранителя границ; Аммиан Марцеллин противопоставляет его тирану, который зависит от придворных льстецов и страшится потерять свою власть. «Добрыми государями» он считает Адриана (117–138 гг.) и Марка Аврелия (161–180 гг.), но идеалом императора является для него Юлиан (361–363 гг.), «воин и мудрец», «философ на троне». В сочинении содержится определённая политическая программа, направленная против императора Феодосия I Великого (379–395 гг.), который, с точки зрения историка, привёл империю к кризису. Учитывая политическую тенденциозность Аммиана Марцеллина, принявшего активное участие в создании литературного мифа о Юлиане Отступнике, «Деяния» исследователи рассматривают как исторический источник, требующий осторожного отношения. Язык сочинений Аммиана Марцеллина называют грецизируемой латынью; он перегружен метафорами, гиперболами и сравнениями. Отдельные части произведения выдержаны в жанре панегирика, ряд описаний содержат элементы гротеска, эпической стилизации; драматизируя события, он часто достигает уровня трагической патетики.



 
PR-CY.ru