АММИАН МАРЦЕЛЛИН

АММИАН МАРЦЕЛЛИН (около 330 – около 400 гг.) – наиболее значительный позднеримский латиноязычный историк. Родился в греческой семье знатного куриала. Служил офицером личной императорской гвардии (protector domesticus); в 353 г. направлен к магистру конницы Урсицину, под началом которого служил на Востоке, в Германии и Галлии, в Месопотамии; после отставки Урсицина (360 г.) вернулся в Антиохию. В 363 г. Аммиан Марцеллин принял участие в персидском походе Юлиана Отступника, который закончился гибелью императора. Вскоре после этого Аммиан Марцеллин вышел в отставку и путешествовал по Египту, Греции и Фракии; в 380 гг. переехал в Рим, где и написал своё знаменитое произведение по римской истории. Был вхож в кружок образованной римской языческой аристократии, возглавляемый сенатором Квинтом Аврелием Симмахом. Главный труд Аммиана Марцеллина (первая часть опубликована в 392 г.) – «Res Gestae» («Деяния») в 31 книге, посвящён римской истории от начала правления императора Нервы (96–98 гг.) до 378 г. До нас дошли лишь последние 18 книг (352–378 гг.). В историографии принята точка зрения, согласно которой Аммиан Марцеллин следовал римской литературной и исторической традиции, прежде всего, Тациту. Испытал влияние греческих историков Полибия и Диона Кассия. «Деяния» не выдержаны строго в жанре тацитовского повествования, но и не сводятся к биографическим описаниям в стиле Плутарха; они представляют собой своеобразное описание в свободной форме анналов характеров лиц (в первую очередь, императоров) в контексте событий римской истории. Основным источником «Деяний» были наблюдения автора и рассказы очевидцев; другие исторические сочинения и документальные свидетельства Аммиан Марцеллин использовал в гораздо меньшей степени, хотя привлекал и архивные документы, например, выдержки из протоколов судебных заседаний. Аммиан Марцеллин – приверженец традиционной античной философии. Его религиозные представления исследователи характеризуют как веру в единое высшее верховное божество, которое правит миром и судьбами людей. Его философские взгляды формировались под влиянием неоплатонизма, прежде всего, философии Плотина. Кроме того, он испытал влияние и других мистических доктрин своего времени, в частности, учения герметизма. Мир для Аммиана Марцеллина – эманация небесного божества, человеческие души – эманация мирового разума. В вечной и бесконечной вселенной царит порядок. Верховное божество также вечно и бесконечно и проявляет себя в действиях судьбы.

 



 
PR-CY.ru