АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - Страница 6

Отсутствующим по какой-либо причине членам общины их часть трапезы доставляют специально назначенные пресвитер или диакон. Во время трапезы предписывается молчание, говорить имеет право только председательствующий епископ или тот, кому он позволит задать вопрос. Если на вечере присутствует епископ, совершается чин светильника: при наступлении вечера в помещение вносится светильник, затем, после взаимных приветствий епископа и народа, происходит диалог, подобный тому, что в начале анафоры, за исключением возгласа «Горе́ име́им сердца́» и ответа на него, которые относятся только к евхаристии. После молитвы благодарения, произносимой епископом (в Апостольском предании приводится текст), все встают и поют псалмы. Последние три псалма должны быть аллилуйными, их исполняют поочередно диакон, пресвитер и епископ, псалмы сопровождаются благодарениями над чашами с водой и вином. Слово «Аллилуия» истолковывается в Апостольском предании как «хвалим Того, Кто есть Бог; слава и хвала сотворившему весь век столь великим словом». В конце трапезы всем раздаются части хлеба. Указания Апостольского предания относительно времени ежедневной молитвы отличаются подробностью. В главах 35 и 41 говорится о семи временах молитвы в течение суток (в некоторых версиях – о шести или восьми): после пробуждения от сна, до начала работы, в третий, шестой и девятый часы, перед сном, в полночь и во время пения петухов. Первая из молитв должна предваряться умовением рук. Времени после пробуждения от сна не придаётся особого значения; со временем третьего, шестого и девятого часов сопоставляются события Страстей Христовых; конец дня символически связывается с событием пребывания Христа во гробе и Его воскресением, полночь – с евангельской притчей о десяти девах (Мф. 25:6–13); христианской молитве при пении петуха противопоставляется образ сынов Израиля, отрекшихся от Христа в этот час. Предписания о молитве завершаются кратким заключением, в котором подчёркивается значение для молитвы памятования о Христе. В то время как все молитвы могут быть совершаемы индивидуально, во всех источниках в связи с утренней молитвой упоминается предлагаемое в церкви ежедневное поучение, необходимое для укрепления в вере. Во всех версиях Апостольского предания, кроме текстов Веронского палимпсеста (имеющего в этом месте лакуну) и «Завещания Господа нашего Иисуса Христа», сообщается о ежедневных собраниях пресвитеров и диаконов в церкви для молитвы и наставления находящихся там.

 



 
PR-CY.ru