АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - Страница 5

В Апостольском предании упоминается также практика крещения детей. Из числа называемых в нём степеней церковной иерархии рукоположение совершается во епископа, пресвитера и диакона. Все эти поставления совершает епископ; они состоят из избрания, возложения руки и чтения молитвы. При этом диакона избирает и рукополагает сам епископ, кандидата в пресвитеры избирает коллегия пресвитеров, а чин посвящения во епископа предполагает избрание кандидата всем народом и из числа народа, с утверждением этого избрания Собором епископов посредством возложения рук на кандидата. Это возложение рук отличается от собственно епископской хиротонии, совершаемой только одним из присутствующих епископов. Такая церемония избрания епископа засвидетельствована в Александрийской церкви начала III в. Участие пресвитеров в хиротонии пресвитера, предполагаемое некоторыми источниками Апостольского предания, отражает, как полагают исследователи, не реальную традицию, а идеальные представления автора. Анализ молитвы на поставление епископа приводит Чезаре Джираудо, который показывает идентичность её структуры структурам анафоры Апостольского предания и «иудео-христианской» молитвы VII книги «Апостольских постановлений». К молитвам хиротоний Апостольского предания близки молитвы позднейших коптских чинопоследований. Зависимые от Апостольского предания документы уделяют значительное внимание регламентации агап, называемых в главе 27 Апостольского предания «cena dominica» (лат. – вечеря Господня). Эти указания состоят в следующем. Допускается, что всякий желающий и имеющий возможность взять на себя издержки может устроить такую вечерю и пригласить на неё тех членов общины, которых он хочет видеть, исключая катехуменов. При этом круг приглашённых может быть ограничен вдовицами. Председательствует на вечере епископ, в его отсутствие – пресвитер или диакон. Вечеря также может проходить в собрании только мирян, и тогда председательствует один из них. Если председательствующий – клирик, то вечеря начинается с того, что он благословляет и преломляет хлеб (называемый «евлогией») и вкушает сам первую частицу, остальные частицы раздаются присутствующим. Также и над чашей с вином прежде произносится благодарение, а затем каждый пьёт из неё. Если среди приглашённых всё же оказываются оглашаемые, то им вместо благословляемого хлеба предлагается так называемый хлеб экзорцизма. Эта вечеря совершается не ради еды, и хлеб на ней является главным блюдом. При этом предписывается умеренность при вкушении, чтобы оставались излишки – reliquiae sanctorum (лат. – остатки святых), которые устроитель вечери может послать кому захочет.

 



 
PR-CY.ru