АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - Страница 2

По мнению исследователей, вопрос авторства Апостольского предания имеет принципиальное значение, поскольку в случае признания авторства Ипполита Римского следует сделать вывод о том, что Апостольское предание отражает древнюю богослужебную практику Римской церкви. Отождествление Апостольского предания с упомянутым на статуе св. Ипполита выражением, имеет под собой следующие основания: а) наличие термина «апостольское предание» в тексте; б) заглавие раздела о хиротониях в «Эпитоме» (Апостольские постановления о хиротониях, (переданные) через Ипполита) упоминает имя Ипполита; в) ряд стилистических особенностей текстов пяти сборников (прежде всего, их прологов и эпилогов) являются характерными для известных творений св. Ипполита, главным образом, для трактата «Против ересей»; г) анафора Апостольского предания, по мнению Р.Г. Коннолли, близка к известным творениям св. Ипполита по своей лексике и некоторым особенностям догматического характера. С другой стороны, Апостольское предание имеет, бесспорно, александрийское (египетское) происхождение, на что указал уже Э. Хаулер, опубликовавший Веронский палимпсест: а) конечные славословия молитв Апостольского предания соответствуют традициям александрийского богослужения; б) порядок церковного устройства, описанный в Апостольском предании, совпадает с египетским III в., но отличается от римского того же времени; в) структура анафоры Апостольского предания не соответствует традиционной римской структуре. Тем не менее, до 1970 гг. общепринятой была точка зрения, что Апостольское предание является утраченным «Апостольским преданием» Ипполита Римского (александрийские особенности памятника пытались объяснить восточным происхождением Ипполита), что, в частности, оказало огромное влияние на литургическую реформу в католической церкви, начатую вторым Ватиканским собором (1962–1965 гг.), переработанный текст анафоры Апостольского предания был даже сделан одной из основных католических анафор (Евхаристическая молитва II). С 1970 гг. авторство св. Ипполита всё чаще ставится под сомнение. Например, Ж. Мань вновь обосновал старую точку зрения, что, возможно, с текстом, указанным на статуе св. Ипполита («Апостольское предание о харизмах») следует отождествить первые две главы VIII книги «Апостольских постановлений» («трактат о харизмах»), поэтому в научной литературе Апостольское предание всё чаще называют просто «Уставы апостолов». Текст Апостольского предания разбит на главы различного объёма, которые имеют заглавия позднего происхождения. Оно состоит из трёх основных разделов, обрамляемых краткими прологом и эпилогом, раскрывающими значение Священного Предания в жизни церкви. Первый раздел состоит из глав, повествующих о порядке поставления в священные и церковные степени, а также молитвы евхаристии. Второй содержит указания о порядке христианского посвящения: описание условий и чина принятия в число оглашаемых, порядка оглашения, последования крещения и миропомазания и крещальной литургии. В третьем разделе даны общедисциплинарные указания и регламентации молитвенной жизни христианской общины: главы об агапах, о посте, о приношении первых плодов, о ежедневной молитве и поучении, о крестном знамении, о евхаристии, о диаконах и иподиаконах как помощниках епископа, о ежедневных собраниях пресвитеров и диаконов и о местах погребения.

 



 
PR-CY.ru