АНГЕЛИНА Бранкович - Страница 2

Питала любовь к духовному назидательному чтению и, вероятно, обладала даже книжным собранием. Ей принадлежал список «Шестоднева» (Бесед на книгу Бытия) Иоанна Златоуста, переписанный в 1451 г. для Сербского патриарха Никодима (Белград, Патриаршая библиотека). По свидетельству, относящемуся к первой половине XIX в., её владельческая подпись, позднее утраченная, читалась также на рукописи Крушедольского монастыря (Палея историческая и «Хроника» Иоанна Зонары. Вторая четверть XV в. Музей Сербской православной церкви, МСПЦ). Уже вскоре после кончины Ангелины началось её почитание как святой. После чудотворений, начавшихся от её мощей, они были перенесены из Сретенского монастыря в соседний Крушедол и помещены в одной раке с мощами деспота Иоанна. В 1716 г. турки, уходя из Срема, сожгли монастырь Крушедол и мощи святых семейства Бранковичей. Уцелела только левая рука Ангелины, до настоящего времени находящаяся в монастыре. Исследователям известны два проложных Жития Ангелины и служба ей с каноном восьмого гласа, написанные, как полагают исследователи, в Крушедольском монастыре в первой половине XVI в. Старший список службы с первым из Житий содержится в прибавлении 1620 гг. к июльской служебной Минее из Крушедола. В XVIII в. служба и Житие дважды издавались в Сербляке – сборнике служб сербским святым (Рымник, 1761 г., Венеция, 1765 г. – так называемый «московский» Сербляк); в белградском издании сборника 1861 г. службу сопровождает другое Житие. Общий канон св. Стефану Слепому и Ангелине восьмого гласа помещён вторым в общей службе святым семейства Бранковичей, написанной также в Крушедоле в конце XVI в. (сохранилась в монастырском списке 1720 г. – Белград. МСПЦ), отдельные песнопения Ангелине содержатся в службах её святым родственникам. В печатных Минеях, изданных Московской патриархией в 1978–1989 гг., помещена бденная служба Иоанну, деспоту Сербскому, и родителям его, Стефану и Ангелине. Известно прижизненное изображение Ангелины до её пострижения – на печати, подвешенной к грамоте 1495 г. Эсфигменскому монастырю (вместе с сыновьями), где помещена достаточно условная женская фигура в одежде западноевропейского типа. Условное изображение преподобной жены помещено на серебряном окладе Павла Смедеревца 1656/1657 г. из Крушедола, и у исследователей есть основание считать его изображением Ангелины. На иконе святых семейства Бранковичей изображение Ангелины отмечено чертами сходства с сыном св. Иоанном (МСПЦ, вторая половина XVI в.). Фресковые изображения Ангелины XVIII–XIX вв. находятся в Крушедоле, Хиландаре и на паперти («припрате») собора Печской патриархии. С XVIII в. широко распространены гравированные изображения Ангелины в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741 г.), на его же гравюре 1746 г. «Четверо сербских святых» (Бранковичей), сопровождаемой рассказом о сожжении мощей турками, на офорте Захарии Орфелина (1775 г.), в центре которого помещено изображение монастыря Крушедол, в рымникском Сербляке (1761 г.). Ангелине посвящены несколько церквей в Среме. Празднование её памяти в Крушедоле отличается особой торжественностью. В Киевской Западнорусской митрополии о существовании почитания Ангелины было известно с первой четверти XVII в. (Ангелина упоминается в числе православных святых в «Палинодии» Захарии Копыстенского, 1621 г.).



 
PR-CY.ru