АНТОНИЙ, Людиновсков Афанасий Михайлович - Страница 2

Является автором нескольких посланий к своим родственникам и пастве, «цветников» (сборников выдержек из творений христианских писателей), богословских и полемических произведений, написанных с целью распространения учения часовенных, а также защиты христианства против нападок атеистов. Некоторые сочинения Антония («цветники», ряд посланий) известны лишь по упоминаниям о них в трёхтомном Урало-Сибирском патерике, посвящённом истории часовенного согласия (начало работы над патериком относится к 1940 гг., в 1990 гг. он ещё дополнялся). В патерике почти полностью приведено послание Антония сестре Александре, готовившейся к постригу. Послание представляет собой поучение об иноческих добродетелях и искушениях, особенно Антоний советовал беречься страсти любоначалия; очерчен краткий круг литературы для самостоятельного чтения: Лествица, патерик, творения преподобных Исаака Сирина и Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Жития святых. Урало-Сибирский патерик цитирует также послание Антония к о. Максиму, в котором игумен сокрушается о собственных несовершенствах, о том, что за заботами ушло время, которое нужно было посвятить монашескому подвигу. Во всех поучениях Антоний особенно советует стяжать смирение, избегать греха гордости. Сохранилось его пространное послание, написанное между 1955 и 1977 гг., без названия, содержание которого Урало-Сибирский патерик передаёт так: «Большое письмо поучительное християном о покаянии, о молитве, о крестном знамении, о последнем времени, о смешении с еретики, о пиянстве». Антоний является одним из авторов житийных повествований Урало-Сибирского патерика (в разделах «О старцах» и «О старицах»). Наиболее значительно его участие в создании четырёх Житий: его сестры Татьяны (матери Тавифы), о. Симеона, о. Георгия, матери Павлины и самого Антония. Жизнеописание Антония, созданное после его смерти, опиралось во многом на его мемуары, написанные в качестве предварительных материалов для патерика. Богословско-догматическим темам посвящено пространное произведение Антония «Укрепление християнского чувства, истиннаго разума, о непостижимости Творца, о Воскресении Христовом, и о проповеди евангельской, и о обращении язычества, и о скончание мира», в котором автор пишет о Высшей силе, устроившей всё разнообразие мира и управляющей им, о возможности познания Бога через понимание целесообразности творения. Антоний приводит цитаты из творений отцов церкви, как бы предрекавших отступления от веры последнего времени, излагает своё осмысление достижений науки. В этом трактате он во многом следует за идеями своего предшественника по игуменству о. Симеона (Лаптева; ум. в 1954 или 1953 г.), который написал несколько сочинений с аналогичной проблематикой. Борьба с чуждой староверию идеологией и разрушительной наукой Нового времени, а также рассуждения о близости прихода антихриста характерны почти для всех сочинений Антония. Между 1969 и 1977 гг. он возглавил работу над созданием «Епитимий за смешательство», определявших правила общения часовенных с внешним миром и устанавливавших наказания за нарушение этих правил. Между 1955 и 1977 гг. Антоний на эту же тему составил «Повесть о предохранении от смешательства, дабы не пришло в забвение последнему роду». В неё вошли два сочинения авторитетных книжников из часовенного согласия начала ХХ в., объединённые кратким резюме составителя о современном ему состоянии проблемы.



 
PR-CY.ru