АНТОНИЙ, Булатович Александр Ксаверьевич - Страница 4

В апреле 1913 г. в присутствии некоторых членов Святейшего Синода архиепископ Волынский Антоний, архиепископ Вологодский Никон (Рождественский) и С.В. Троицкий прочли доклады о книгах «На горах Кавказа» и «Апология». 16 мая состоялось экстренное заседание Синода, председательствовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский). Были заслушаны три упомянутых доклада. В докладе архиепископа Антония (Храповицкого) говорилось, что учение схимника Илариона и Антония ведёт к хлыстовщине. Определением Святейшего Синода от 18 мая 1913 г. обе книги и воззрения, в них высказанные, были осуждены. Определением от 14–18 февраля 1914 г. Святейший Синод поручил Московской синодальной конторе – первоприсутствующий – Московский митрополит Макарий (Невский) – принять к рассмотрению в судебном порядке дело о 25 наиболее ревностных защитниках имяславия, в том числе Антония. 25 марта Антоний направляет письмо императору Николаю II, в котором говорится: «Мы не хотим раскола, скорбим о том бедствии, которое ныне постигло нашу Церковь, желали бы, чтобы в Церкви снова наступил мир и всякие догматические споры прекратились, но отступать от исповедания Божества Имени Божия мы не считаем для себя вправе и покориться Святейшему Синоду считаем за вероотступничество». В ответ последовало письмо императора митрополиту Макарию, в котором высказывалось благоприятное мнение об имяславцах. 16 апреля Синод заслушал поступившее 11 апреля от Антония и других 13 «иноков афонских» заявление о том, что они вынуждены «отложиться от всякого духовного общения с Всероссийским Синодом и со всеми единомысленными с ним, впредь до исправления заблуждений», поэтому они отказываются явиться на суд Московской синодальной конторы. Синод передал это заявление и присланные вместе с ним «исповедания веры в Бога и во Имя Божие» в Московскую синодальную контору. Определением Московской синодальной конторы на епископа Верейского Модеста было возложено сношение с иноками-имяславцами. 3 мая епископ Модест встретился с Антонием. На вопрос епископа, как можно было бы избежать церковного разделения, Антоний предложил признать «исповедание Божества и Божественной Силы Имени Божия и Имени Иисуса Христа, понимаемого духовно» за «частное мнение», отложить окончательное решение догматического спора до Собора. Но на встрече 4 мая группа иноков не согласилась с термином «частное мнение», находя его унизительным для признания Божества Имени Господня. 7 мая 1914 г. Московская синодальная контора сделала два взаимоисключающих отзыва об имяславии: как о ереси-лжеучении и как об учении, в котором «нет оснований к отступлению ради учения об именах Божиих от Православной Церкви». Святейший Синод Указом от 10 мая утвердил резолюцию Московской синодальной конторы об осуждении «имябожной ереси», но отсрочил окончательный суд над монахами-имяславцами.

 



 
PR-CY.ru