АНТОНИЙ, Булатович Александр Ксаверьевич - Страница 2

В Примечании, заключающем книгу, автор пишет: «Все здесь приложенные сочинения, написанные мною в 1912–1913 гг. на Афоне, ныне утратили своё полемическое значение... Однако, несмотря на некоторые частные несовершенства, во всех этих сочинениях неизменно развивается одно и то же основное положение имяславцев, которое мы продолжаем развивать в последующих наших сочинениях». Далее следуют четыре пункта: 1) Имя Божье и Имя Иисуса Христа есть сущая (реальная) святыня, а не номинальная; 2) Имя Божье есть Божественное откровение, и в этом смысле оно есть Его Божественное действие, которое и обладает Божественным достоинством и может именоваться как таковое Богом; 3) молящийся должен относиться к Имени Господню, как к Самому Богу; 4) Имя Господне не есть бездейственный символ, но Божественная сила, действующая и в чудесах и в таинствах совместно с силой Святого Духа по благоволению Отца. В предвоенной обстановке (в октябре 1912 г. началась первая балканская война) и в период ожесточённых споров на Афоне Антоний пишет основное своё сочинение «Апологию веры во Имя Божие и во Имя Иисус», которое завершает 23 июля. Книга начинается с опровержения «ереси имеборствующих» и предания её анафеме. Антоний обращается к Священному Писанию и мнениям большого числа святых отцов для утверждения того, «что Имя Божие есть воистину Сам Бог». Названия глав книги – тезисы учения Антония: «Имя Божие есть сама Божественная сила, но не сила посредствующая» (III), «Всякая молитва о Имени Божием деется» (IV), «Исповедание Имени Иисусова в Иисусовой молитве есть Сам Господь Иисус Христос» (V), последние главы книги посвящены совмещению понятий «Имя Божие» и «Бог» в богослужении (XI) и пониманию литургии как «поклонения Богу о Имени Иисусове» (XII). В Заключении Антоний представляет «вкратце те истины, которые мы исповедали в сей Апологии: 1) «исповедую, что Имя Божие и Имя Иисус Божественно и Свято Само по Себе, то есть Сам Бог»; 2) «что Имя Иисус есть Богоипостасное, т.е. относящееся и к Божеству и к человечеству Христову; 3) «что Имя “Иисус”, равно как и всякое именование Божие есть сила Божественная, коей неотделимо присущ Святой Дух, творящий чудеса во Имени сем» и отнюдь не сила посредствующая; 4) «что поелику всеми Именами Божиими именуется Один и Тот же Бог, то между Именами Божиими нет различия в степени силы и святыни, но что все Имена Божии суть равночестны, и Имя Иисус есть хотя и равносильное и равночестное прочим, но наиболее употребительное для нашего спасения и наилюбезнейшее для каждого христианина»; 5) «что основание всякого молитвенного делания есть призывание Имени Божия и исповедание его духом и истиною...» 24 июля игумен Андреевского скита Иероним потребовал от Антония разорвать отношения с имяславцами Фиваидского скита, а 25 июля приказал сжечь «Апологию». Антоний не подчинился, игумен запретил ему в священнослужении и не допустил к причащению. Вынужденный оставить Андреевский скит Антоний был принят старцем Парфением в Благовещенскую келью. 13 августа направляет письмо в Константинополь патриарху Иоакиму III (1878–1884, 1901–1912 гг.) с просьбой защитить имяславие. В то же время противники имяславия также обращаются к патриарху.

 



 
PR-CY.ru