АДАМ ФУЛЬДСКИЙ

АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (около 1445 – 1505 гг.) – немецкий церковный композитор, теоретик, поэт и историк. До 1490 г. жил в бенедиктинском монастыре Форнбах (около Пассау), затем работал при дворе курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого (1486–1525 гг.) в Торгау, где с 1491 г. (по другим данным, с 1498 г.) возглавлял дворцовую капеллу. С 1502 г. – профессор музыки в Виттенбергском университете. В 1503–1504 гг. по поручению Фридриха III написал историческую хронику Саксонии. В музыкально-теоретическом трактате «De musica» (1490 г.; единственная рукопись сгорела в Страсбурге в 1870 г.), высоко отзываясь о Гийоме Дюфаи и Антуане Бюнуа, Адам Фульдский отчасти пересматривает восходящее к Боэцию (V–VI вв.) и ставшее традиционным деление музыки на «мировую», «человеческую» и «инструментальную». Не отрицая существования первых двух, он подчёркивает, что «мировую» рассматривают математики, а «человеческую» – физики, тем самым способствуя метафоризации этих понятий (что было в русле исторической тенденции). Развивая традиционную для Средневековья тему похвалы музыке, Адам Фульдский заключает, что она «в конечном счёте, способствует спасению души». Большая часть церковномузыкальных сочинений Адама Фульдского, написанных в позднеготическом бургундском стиле (месса, «Magnificat», семь гимнов, два антифона, респонсорий), является четырёхголосными хоральными обработками; гимны содержат каноны в верхних голосах. Несмотря на то что в своём трактате Адам Фульдский критиковал менестрелей за недостаток знаний об искусстве сочинения музыки, он иногда использовал светские cantus firmus (гимн «Nuntius celso», в котором партия баса цитирует напев вагантов). Одна из четырёхголосных светских песен, написанных Адамом Фульдским – «Ach hülf mich leid» («Ах, помоги мне в страдании»), – была опубликована Глареаном в его «Dodecachordon» (1547 г.) с его (Глареана) латинской подтекстовкой «O vera lux» («О, Истинный Свет»); на протяжении XVI–XVII вв., уже с немецким духовным текстом, она печаталась в протестантских сборниках духовных песен. Адам Фульдский вместе с Генрихом Финком и Александром Агриколой принадлежит раннему поколению немецких композиторов, усвоивших стиль и технику хоральных обработок нидерландской школы, часто применяя «число» в структурных и символических целях. Адам Фульдский является также автором нескольких религиозных стихов (опубликованы в 1512 г. с гравюрами Лукаса Кранаха; переиздано: Вена, 1914 г.).

 
PR-CY.ru