АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ - Страница 2

Древнерусским аналогом византийского собрания формул стали певческие азбуки, называемые обычно «Имена попевкам» (самая ранняя – в составе «Ключа знаменного» инока Христофора, 1604 г.), «Кокизы», а также собрания фит и лиц. Принципиальное отличие от византийского прототипа состоит в обилии тайнозамкненных начертаний, что отражено в названиях частей певческой азбуки типа «розвод знамени мудрому и фитам изо всех гласов» («Ключ»). «Имена попевкам» и «Кокизы» включают самостоятельные разделы, направленные на различные учебные задания: выучивание формул, подтекстованных их названиями (иногда рядом указываются фрагменты текста, на который поётся попевка); освоение формул в образцах из песнопений (отдельные строки, содержащие данные формулы, рядом с которыми могут выписываться их названия); вокализация формул на отдельные гласные. Особый тип певческих азбук (по типологии Зивар Махмудовны Гусейновой – «кокизник-толкование»), содержащий развёрнутое толкование попевок с примерами из песнопений, сложился в XVII в. (одна из его редакций – в «Ключе», другая – например, в списке второй четверти XVII в.). Во второй половине XVII в. появились певческие азбуки с аллегорическим толкованием знамен, как полагают исследователи, своеобразно продолжившие линию толкований хирономии византийских невм. Появление в последней четверти XVI в. новых форм нотации привело к возникновению певческих азбук, объясняющих значение новых знаков с помощью известного, столпового знамени (по типологии З.М. Гусейновой – «согласник»; «Согласие знамени с путным знаменем» – в «Ключе», «Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» – например, в списке 1628 г.). Другой формой руководства, служившей той же цели, были так называемые грани (в «Ключе» – «А се путное знамя розведено столповым»). В виде граней составлялись и старообрядческие певческие азбуки демественной нотации. Разработка русскими музыкальными теоретиками системы помет, фиксирующих особенности исполнения знамен и их высотное положение в обиходном звукоряде, отражена в певческих азбуках типа «Сказание о подметках» (середина XVII в.) или в более позднем «Сказании о зарембах» (третья четверть XVII в.). Итогом эволюции традиционных певческих азбук стало «Извещение о согласнейших пометах желающим учиться пению» старца Александра Мезенца – обширное руководство, направленное на унификацию исполнения знамен и песнопений в разных певческих книгах. Оно содержит изложение системы киноварных помет и признаков, классификацию знамен по типу мелодического движения, специфические способы исполнения знамен в контексте попевок и разных гласов, собрание строк из Ирмология с розводом тайнозамкненных начертаний простыми знаменами. Традиции «Извещения…» были развиты в старообрядческих певческих азбуках (поповского и беспоповского типов). Двойственную функцию обучения «различнознаменным попевкам», а с другой стороны, «знамени нотному», имел «Ключ разумения» Тихона Макарьевского, занявший промежуточное положение между традиционными певческими азбуками XV–XVII вв. и нотолинейными руководствами, связанными с культурой партесного пения («Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого). Подобный тип руководства представляет и греческий трактат Иеронима Трагодиста.



 
PR-CY.ru