АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ

АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ – условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств, направленных на практическое обучение основам церковно-певческого искусства. Сохранились различные типы певческих азбук. В византийской и славяно-русской певческих традициях самыми ранними из них были азбучные тексты, состоящие из перечисления основных знаков нотации и отдельных мелодических формул; древнейшие – византийские. «С Богом начала «мелодем» (т.е. мелодических оборотов, возможно аналогичных попевкам)» из Триоди Великой лавры на Афоне и древнерусской «А се имена знамянием» (первая половина XV в., – первая традиция знаменной нотации), с последней четверти XV в. также «имена знамению столповому». Разъяснению значений важнейших знаков нотации («како именуется коеждо знамение или како поется в коем гласе») посвящён тип певческой азбуки, известный на Руси с начала XVI в. и называемый обычно «сказанием» (подобно византийскому толкованию); в собраниях азбучных текстов за ним следует раздел, представляющий собой самое раннее древнерусское толкование попевок – «сказание ино», «како поется которое знамение в коемждо гласе различно» (1540–1550 гг.). В византийских пападиках перечислению знаков нотации и мелодических формул (больших ипостасей), а также краткому толкованию знаков отводился первый (вводный) теоретический раздел. Некоторые византийские азбучные тексты изложены в форме диалога наставника и ученика или в виде вопросов и ответов («Вопросоответник о том, что такое хирономия»; «Вопросоответник об интервальных знаках»). Различие путей, по которым пошло развитие, с одной стороны, византийской нотации, ставшей аналитической, или интервальной (диастематической), и, с другой – древнерусской знаменной нотации, включавшей значительное число тайнозамкненных, условных по графике мелодических формул, определило и различия в составе певческих азбук, принадлежащих этим традициям. Разработка византийской теории гласа отражена в разделах азбук, касающихся принципов организации гласовой системы («Толкование параллаги», «Колесо» – Иоанна Кукузеля), интонационных формул («Начало ихим в соответствии с (каждым) ихосом»), перемен гласа в пределах песнопения (разделы о фторе Мануила Хрисафа). Первоначально этим явлениям были посвящены некоторые части трактата «Агиополит», позднее – разделы пападики, а также авторские «методы» («учения») и трактаты (Ксена Корониса, Иоанна Плусиадина, Иоанна Ласкаря, Гавриила Иеромонаха и др.). Свод музыкально-теоретических проблем давался в кодексах под названием «Теоретикон» (XVII в.). В начале XIX в. реформа в области певческой нотации, известная как новый метод, зафиксирована в обобщающем труде митрополита Хрисанфа из Мадита «Большой теоретикон музыки». Обучение мелодическим формулам, обозначаемым ипостасями, в виде розвода их простыми интервальными знаками и с подтекстовкой названиями формул, представлено в «Большом исоне», который приписывается Иоанну Кукузелю, в другой редакции – Иоанну Гликису.

 



 
PR-CY.ru