АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД

АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД – господствующий лад (от греч. – главный, управляю) – термин, применяемый в современном музыкознании к группе из четырёх основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада. Заимствован из латинских музыкально-теоретических текстов, наиболее ранние из которых (тонарии из Сен-Рикье и Меца, трактаты Алкуина и Аврелиана из Реоме) относятся к эпохе Каролингского возрождения (последняя четверть VIII – начало IX вв.). В византийском трактате «Агиополит» четыре основных гласа названы господствующими в отличие от производных от них плагальных, а в древнейших азбучных текстах – просто «ихосами» без каких-либо уточняющих определений: «С Богом начала «мелодем» звуков – 7, ихосов же (господствующих) – 4, медиальных – 3, фтор(альных) – 2, плагальных – 4» – Триодь конца X в.). В византийской монодии автентическому ладу соответствовал лад, заключительный тон (финалис) которого лежал квинтой выше совпадающего с ним по номеру плагального и располагался в середине ладового звукоряда. В древнерусской церковно-певческой традиции автентическим соответствовали первые четыре из восьми гласов; их ладово-звукорядное строение в основных чертах отражало византийский прототип. В григорианском пении автентическими называли четыре нечётных лада (первый, третий, пятый, седьмой, в сквозной восьмиладовой номенклатуре). Первоначально восьмиладовая схема выстраивалась вокруг четырёх парных ладов с их внутренним подразделением на автентические и плагальные (VIII–X вв.: анонимные тонарии из Меца и Монпелье, тонарии Региона Прюмского и Бернона из Райхенау, трактаты Аврелиана и Хукбальда). Этимологию названий ладов каролингские авторы формулировали в русле благочестивых толкований Священного Писания: название первого лада (лат. protus) ассоциировалось с первомучениками (protomartyr) Ветхого Завета и Нового Завета – святыми праведным Авелем и архидиаконом Стефаном, второго (deuterus) – с библейской книгой Второзакония (Deuteronomium), третьего (tritus) – с троичностью ипостасей Бога, а четвёртого (tetrardus) – получало объяснение через тетраграмму, которой было записано Имя Божье. Справедливость такой этимологии обосновывалась следующим образом: «”Автентический” означает власть или завет». По аналогии с античной ладовой теорией латинские авторы присвоили своим автентическим ладам греческие наименования: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, однако звукорядные характеристики этих ладов не совпадали с одноимёнными схемами греков. Амбитус автентического лада (теоретически октавный) располагался непосредственно над финалисом и квартой выше амбитуса парного ему плагального, о чём свидетельствует Хукбальд в трактате «De Musica» (около 880 г.): «Каждый автентический лад восходит от своего финалиса вплоть до ноны, а нисходит на (целый тон), иногда – на полутон или терцию» (впоследствии нижней границей амбитуса автентического лада стал служить субфиналис, лежащий тоном ниже финалиса в тех ладах, где это возможно). Позднее принцип деления на автентическую и плагальную формы лада был воспроизведён в двух новых ладах – ионийском и эолийском, добавленных к системе григорианских ладов.

 
PR-CY.ru