АНФОЛОГИЯ

АНФОЛОГИЯ – тип греческой певческой книги; бывают рукописные и печатные. Рукописные Анфологии содержат расположенный в особом порядке и сокращённый певческий материал из Аколуфии или Пападики – «Протеорию певческого искусства» и песнопения вечерни, утрени и литургии. Сокращение по сравнению с указанными певческими книгами выражалось в том, что в Анфологии помещался краткий вариант протеории и опускались матимы и калофонические ирмосы. В XVIII в. в Анфологию мог входить Анастасиматарий протопсалта Хрисанфа Нового. Часто писцы называли Анфологию Пападики, главным образом, для того, чтобы придать бóльшую значимость своим рукописям. В XVII–XVIII вв. появляется также Анфология Стихираря, в которой содержатся избранные стихиры самогласны и славники великих праздников. Печатные Анфологии имеют тот же состав, что и рукописные. Под названием «Сокровище анфологии» в двух или трёх томах в Константинополе были выпущены сборники: хартофилакса Хурмузия Гиамалиса (1824 г.); протопсалта Великой церкви Григория (ему принадлежал замысел сборника, 1824 г.), изданный Феодором Папапарасху Фокейским (в качестве первого издания рассматривался сборник Хурмузия; 1851–1854 гг.), его сыновьями – Константином (второй и третий тома четвёртого издания, уже не носившего имени Григория), Леонидом и Александром (1863–1865 гг.) и зятем М. Доменику (1863 г.); лампадария Иоанна и доместика Стефана (1838 г.); протопсалта Константина (1845–1846 гг.). Выдающимся достижением типографского дела той эпохи явилась Анфология, которую издали Павел Куртович Цалоглу и Георгий П. Константинос (дидаскал школы Святой Троицы) из Филиппополя под редакцией Иоанна, лампадария Великой церкви (Константинополь, 1846 г.). В соответствии с традицией византийских рукописных кодексов в этом издании использовалась двухцветная печать. Фторы и темповые обозначения (быстро, в два раза быстрее, в три раза быстрее) были напечатаны красным цветом. Известны также Анфологии Андрея В. Цакнопулоса (Афины, 1906–1907 гг.) и «Новая анфология» Эммануила Г. Вамвудакиса (Самос; Вати; Иерусалим, 1921 г.). Наименование «Новая сокровищница музыкальной анфологии» получили сборники протопсалта Николая Смирнского (Смирна, 1862; 1864; 1867 гг.) и Георгия М. Холиари (Афины, 1890 г.).

 
PR-CY.ru