АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 10

Эта служба, согласно Г. Винклер, полностью сохранила древний кафедральный характер и первоначально состояла из: псалма 54, последования, посвящённого теме света (молитва, гимн и благодарение), респонсория (Пс. 140:2) и прошений, к которым позднее были добавлены части из древнего константинопольского чина – псалмы 85 и 140 (с последующим присоединением Пс. 139 и 141). Ещё более позднее происхождение имеет последняя часть службы, начинающаяся с Трисвятого. Состав часа по средневековым рукописям: стихи 54-го псалма (17–18, 20); исполняемый антифонно псалом 85 (входит в состав византийского девятого часа) и славословие: «Слава, Тебе, Боже, Слава Тебе за всё, Господи, слава Тебе»; вечерние псалмы 139–141 и двойное Аллилуия; молитва благословения свечей «св. Петра, брата Василия»; гимн «Свет радостный...»; кароз в форме молитвы («Все мы собрались здесь вечером...») – согласно комментарию Хосрова Великого, произносится епископом; респонсорные стихи псалма 140 (2, 1: «Да исправится молитва моя...»), имеющие особые варианты текста для пятниц и Великой пятницы; прошения («Помолимся Всемогущему Богу, Отцу Господа нашего...»); две молитвы, разделяемые возгласом «Мир всем». Далее следуют: Трисвятое (изменяемое) и молитва Божьей Матери; прошения («И снова о мире...»); псалом 120; прошения («О мире всего мира...») и тройное «Господи, помилуй»; молитва «Отец милосердный и провидящий...» Окончание вечернего часа изменяется в зависимости от литургического дня. В воскресные дни, Господние и Богородичные праздники звучат заключительный кароз «Просим по вере все вместе...» и молитва «Царь мира, Помощник и Спаситель душ наших...»; в праздники Креста и Церкви – «Ради Святого Креста молимся Господу...» и «Защити и охраняй нас, Христе Боже наш...» В другие дни поются «три псалма отпуста»: в субботу это антифонно исполняемые псалмы 133, 137 и 53, во все остальные дни – псалмы 90, 122 (на византийской вседневной вечерне припевается к стиховным стихирам) и 53. Великим постом отпустительные псалмы предваряются молитвой Манассии, царя иудейского (в византийском богослужении читается на великом повечерии), карозом «Придя к исповеданию покаяния...» и молитвой «Господи, Боже спасения нашего, милостивый и сострадательный...». За отпустительными псалмами следуют молитвы «Да будет превознесённый Христос прибежищем нашим...» и «Надежда жизни, принимающий наши молитвы...». Судя по надписанию и содержанию заключительных псалмов («в церковных дверях» - Пс. 121 и Пс. 85:16–17; «когда входят в церковь» – Пс. 99) и молитв («Молимся святой Церковью...», «В дверях этой святой церкви...», «В жилище Твоей Святости...»), в конце вечернего часа совершалась процессия к дверям храма и обратно, напоминающая литию на византийской вечерне. Чин благословения трапезы помещён в рукописях как после вечерни, так и до неё – после литургии. Нерсес Шнорали (XII в.) предписывает совершать его после девятого часа.

 



 
PR-CY.ru