АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 8

Все службы начинаются и заканчиваются молитвой «Отче наш», в завершении большинства из них (кроме ночного часа и третьего, шестого и девятого часов) звучат стихи псалма 85 (16б–17). Утренний час, вечерний час и час покоя имеют в своём составе псалом 53 («Боже! Именем Твоим спаси меня...»). Ночной час посвящён Богу Отцу, соответствует византийской полунощнице и первой части утрени. Начинается с 17-го стиха 50-го псалма (что отчасти аналогично полунощнице) и возгласа «Благословенна Единосущная, Единая и Нераздельная Троица». Далее следуют четыре псалма (3, 87, 102, 142; они же входят и в шестопсалмие на утрене византийского обряда), кароз ночного часа «Восстав от покоя сна, который нам даровал Человеколюбец Бог...» католикоса Ованнеса Мандакуни. Диакон читает ряд прошений, в том числе совпадающих с содержащимися в византийской просительной и сугубой ектениях («Ангела мира...», «Прощения и оставления прегрешений...», «Помилуй нас, Господи, по великой милости Твоей...»), клирик или народ отвечают: «Удостой, Господи», «Господи, помилуй», «Тебе, Господи, предадим». Затем народ произносит «Господи, помилуй» пятьдесят раз в дни мучеников, сто – в постные дни, три – в Господние праздники. Священник читает молитву, произносит «Мир всем», после аккламации народа «Поклонимся Богу» следует молитва «Призри, Господи...» (эта двухчастная схема из молитвы и главопреклонной молитвы, разделяемых указанными возгласами, повторяется и на других службах). После возгласов священника и диакона и ещё одного преподания мира псалмодируются «каноны», каждой паре которых (первой и пятой, второй и шестой, третьей и седьмой, четвёртой и восьмой) соответствуют особые прошения, молитвы и краткое неизменяемое песнопение на определённый глас. Завершается служба кратким благословением. Утренний час, соответствующий второй части византийской утрени, посвящён Сыну Божию и совершается в час взятия Его иудеями. Начальные стихи «Да насытимся скоро милостью Твоею, Господи...» (Пс. 89:14–17; совпадают с припевами стиховных стихир Октоиха на будничной утрене византийского обряда). После псалмодирования «канона» поются библейские песни – вавилонских отроков (Дан. 3 по Септуагинте), Пресвятой Богородицы (Лк. 1:46–55), св. пророка Захарии (Лк. 1:68–79), св. праведного Симеона Богоприимца (Лк. 2:29–32), – сопровождаемые изменяемыми в зависимости от вида литургического дня карозом, молитвами и прошениями. По воскресеньям после особого гимна жён-мироносиц, составленного из стихов псалмов (Пс. 112:1–3; Пс. 43:26, 24; Пс. 145:10, 1–2а), и преподания мира звучат евангельское чтение о Воскресении (Мф. 28:1–20; Мк. 15:42–16:8; Лк. 23:50–24:12; Ин. 19:38–20:18) и кароз: «Радуясь великой радостью из-за радостной вести о Воскресении...» (по содержанию сходно с песнопением «Воскресение Христово видевши...» после чтения воскресного Евангелия на византийской утрене). Далее следуют: псалом 50 с карозом и краткой изменяемой молитвой, псалмы 148–150 (хвалитные псалмы, являющиеся в большинстве западных и восточных обрядов принадлежностью утренней службы) и псалом 151, Троичный гимн из двух частей (по составу, в основном, совпадает с праздничной редакцией византийского Великого славословия), ряд прошений, изменяемых в зависимости от дня, две молитвы с преподанием мира, Трисвятое (с изменяемой вставкой), надписанная именем апостола Фомы молитва Богородице «Прославленная и Благословенная», кароз после Трисвятого, псалом 112 с прошениями и молитвой. Антифонно исполняются псалмы, особые для постных дней (Пс. 5; 89:14–17 (они входят и в состав первого часа византийского обряда); 129:1–8; 142:8–12; 53) и праздников (Пс. 114–116; 53; 85:16б–17), с соответствующими дню карозом (состоит из кратких прошений) и молитвой.

 



 
PR-CY.ru